Самое интересное

Советские школы — что там было на самом деле

Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост про то, что на самом деле происходило в советских школах.  Фанаты СССР по какой-то неизвестной мне причине считают советское образование идеальным — мол, отличые школы были в СССР, а сейчас что, сейчас "поколение ЕГЭ" даже 2+2 сложить не могут, а в СССР все учебные программы составлял чуть ли не лично  великий учёный и изобретатель товарищ Сталин!

Но на самом деле такое положение вещей очень далеко от истины. Совковые школы были чуть ли не самыми отсталыми и архаичными по всей Европе, а из детей там готовили не самостоятельно мыслящие личности для жизни в свободном государстве, а персонал для работы внутри советской системы — пичкая советскими мифами и пропагандой. Далеко не в последнюю очередь в "кризисе девяностых" (о котором так любят порассуждать фанаты СССР) сыграла роль именно советская школа — она научила детей  поклоняться Ленину, но не научила жить в реальном мире.

Итак, в сегдняшнем посте — самый полный и правдивый рассказ о том, что представляли собой советские школы. 






1. Насилие над личностью.



Главный и основной принцип советской школы, которому были подчинены все остальные принципы — это насилие над личностью. Основной задачей учителей была подготовка из "необработанного материала" (детей) готовых "специалистов-винтиков" для советской системы. Что интересно — в СССР такое было не всегда, в 1920-е годы существовали некоторые эксперименты в этой области, но с приходом к власти  великого агронома и языковеда всё это сошло на нет, и школа приобрела всем вам хорошо известный вид — с доминирующей ролью учителя и четкими правилами и методиками преподавания.

Если вдуматься, то советская система школьного обучения очень напоминала призывную армию — ребенка 6-7 лет отрывали от родителей, бросали в коллектив из 30 таких же, одетых в форму, закрепляли за ним строго определенное место в классе, приучали ходить строем и прививали мысль, что вот эта тётя в черном платье здесь царь, бог и воинский начальник. Точно так же, как и в армии, у учеников отсутствовало право на ошибку и право на приватность — "плохие поступки" считалось нужным и полезным обсудить и высмеять всем коллективом, и даже для того, чтобы просто выйти в туалет, ученик должен был поднять руку и рассказать, зачем и куда он собрался выйти.

Отчасти именно поэтому школа воспринималась многими советскими детьми как бесконечно унылое и неприятное заведение — что, кстати, отражено во многих советских фильмах про школу. Посмотрите сами — все ученики там только и ждут момента, чтобы поскорее свалить из класса (на переменку или на каникулы), и никто не говорит про школу как про какое-то приятное место.




2. Школьная дедовщина и хулиганы.



Как и в любой замкнутой среде, в которой люди оказались не по своей воле (вроде армии и тюрьмы), в советской школе появилась иерархия и дедовщина. Старшеклассники могли издеваться над младшими и третировать их — отбирая мелкие деньги на завтраки в буфете, раздавая поручения и т.д. Официально это осуждалось, но по сути учителя ничего не могли с этим поделать.

Кроме того, из-за переполненных классов с весьма разношерстным ученическим контингентом нередко возникали ситуации, когда 3-4 двоечника, прогульщика и курильщика унижали и третировали весь класс. Как правило, сидела эта банда "на галёрке" (на задних партах), мешая учителям вести уроки, а на переменах занималась троллингом отличников, хулиганством и отбиранием всяких ништяков (от денег до еды) у тех, кто слабее.

Что интересно, такой ситуации во многом способствовали переполненные классы — часто в них было по 30 и больше учеников, этого как раз было достаточно для того, чтобы в классе образовалась банда хулиганов, прослойка унижаемых (обычно 2-3 отличника и "тихони", на роль "пугала для битья" подходил также какой-нибудь "жирдяй" или "очкарик"), и молчаливое большинство, которое просто наблюдало за всем происходящим.



3. Уравниловка.



Официальная совесткая доктрина декларировала "равенство всех людей", что на практике однако выливалось в обычную уравниловку, когда сильных и умных старались уравнять со слабыми и дураками. Более-менее неплохо в советской системе образования чувствовали себя "серые мышки" (не наделенные особыми талантами, безынициативные), все остальные страдали.

К "отличникам" было хорошее отношение только в спецшколах, тогда как в обычных школах их часто высмеивали  и третировали одноклассники — "ты что, самый умный, что ли?", "из-за твоих знаний одному тебе пятерка, а всем нам четверки!", "ты что, хочешь больше всех знать?". В общем, действительно умным и успешным ученикам часто доставалось от "средненьких" одноклассников, и нужно было иметь сильный характер, чтобы выдержать эти нападки и не скатиться в серенькие "хорошисты".

С другой стороны обоза плелись двоечники — те, кто учиться не мог и не хотел, занимаясь вместо учебы стрельбой из рогатки по фонарям и курением в школьном туалете. Помимо того, что двоечники не учились сами, они еще не давали нормально учиться всему классу — срывая время от времени уроки и отнимая время у талантливых детей — часто такого прокуренного (а иногда и пропитого) Васю, у которого из одного кармана торчит рогатка, а из другого — пачка "Примы", "приписывали" к какому-нибудь отличнику, который в виде пионерского поручения (помимо своих уроков, факультативов и кружков) должен был заниматься ещё и с этим Васей. Вася по итогу всё равно шел в ПТУ, на завод или в армию, а вот отличник мог и не поступить в тот ВУЗ, в которых хотел, из-за нехватки свободного времени на подготовку.

Тут ещё следует добавить, что у родителей не было практически никакой возможности (за редкими исключениями) чтобы перевести своего ребенка в другой класс или школу, все дети были вынужденны учиться вот в такой уравниловке.



4. Советская пропаганда.



С первого дня в школе ребенка начинали готовить к жизни в советской системе — существовало множество обрядов иницииации (наподобие религиозных), только пройдя которые ребенок мог стать полноценным членом общества. Сперва маленького человека принимали в октябрята. Считалось, что для этого нужно обязательно быть хорошим, слушаться маму и уважать  дедушку Ленина. Затем ребенка принимали в пионеры, где дети уже давали "пионерскую клятву", а к личности предъявлялись уже более высокие требования:


"Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.

Он красный галстук носит,
Ребятам всем в пример.
Он - девочка, он - мальчик,
Он - юный пионер!"


Затем должны были быть Комсомол и вступление в Компартию — система образования в СССР не допускала даже мысли о том, что в стране могут быть какие-то другие партии, какие-то другие авторитеты и какой-то другой курс развития.

Советская пропаганда сопровождала школьника на протяжении всех десяти лет обучения — многочисленные "пионерские комнаты", флаги, лозунги, песни и пляски, истории и сказки. Также ребенка с детсва приучали к мысли, что он может и должен  работать бесплатно — все эти "пионерские поручения" по трате своего времени на двоечников, сборы металлолома, макулатуры и прочая бесполезная деятельность.

Помимо этого, детей постоянно втягивали во всякие грязные политические игры Совеского союза, заставляя выходить с плакатами в поддержку "детей Анголы", против "ползучей интервенции НАТО в  наш советский Афганистан" и на демонстрацию  1 мая 1986 года.




5. Деградация профессии учителя, взятки и «подарки».



Одна из отличительных особенностей именно советской школы — это многолетняя постепенная деградация профессии учителя. В отличие от дореволюционных времен, когда преподавать в гимназии было почетным и неплохо оплачиваемым делом, в СССР всё скатилось к тому, что в учителя шли не самые амбициозные и умные, но зато хорошо управляемые люди. Как и в других профессиональных сферах — в сфере образования отсутствовали независимые профсоюзы, и часто директор либо завуч-самодур устраивал в школе тюремные порядки, заставляя учителей "ходить по струнке".

Зарплата учителя в СССР была крайне невысокой, в учителя шли, в основном, женщины, "прикрытые" зарплатой мужа. Отчасти именно поэтому в советской школе стала процветать система "подарков" и мелких взяток — родители нередко "заносили" учителям наборы конфет, коньяки, дефицитные колготки или просто деньги за то, чтобы Васе или Тане нарисовали хорошую отметку за четверть. Совветский учтель в большинсве своём человеком с  двойной моралью — рассказывал о том, как нужно быть хорошим и правильным, но сам легко брал взятки и жил в системе "блата".

Кстати, вот эта управляемость, остутствие собственного мнения (отличного от мнения начальства) и бедность отчасти и породили ту современную ситуацию, когда именно школьные учителя, что работают на выборах, занимаются вбросами и фальсификациями. Вся эта сфера деградировала до такого состояния именно во времена СССР.



6. Низкое качество школьного образования.



Последний и самый важный пункт. Ну ладно — могут сказат поклонники  СССР — там действительно была школьная муштра, уравниловка, пропаганда и не самые инициативные учителя. Но ведь образование-то было хорошим! Знания давали — ого-го! Нет, друзья, так не бывает. Некоторые знания по алгебре, геометрии и физике ещё не делают из вас образованного человека — ведь образование это целый комплекс мер, который направлен на то, чтобы помочь человеку стать самостоятельной личностью и реализоваться в жизни. Советская же система образования готовила человека лишь к существованию внутри советского строя, и была, по сути, абсолютно непригодной в других сферах.

Даже если разбирать преподавание отдельных предметов — то и тут тезис о "хорошей системе образования в СССР" терпит фиаско. Смотрите сами:

Математика, физика, химия. Более-менее средний уровень, не всегда достаточный для поступления в хороший ВУЗ (приходилось брать репетиторов и факультативы). В США и Европе уровень был ничуть не хуже, где выпускники школ и колледжей успешно строили космические корабли, автомобили и делали научные октытия.

Литература, искусство. Преподавание в советском ключе, возвеличивание соцреализма, игнорирование мировых тенденций развития. По сути — ноль. Советские дети штудировали "Малую Землю" и ни слова не слышали про Камю, Сартра и Бертрана Рассела. Фактически, весь XX век с его Нобелевскими лауреатами прошёл мимо, советские дети читали  мёртвую макулатуру.

История. Полная антинаучная хрень, начавшаяся ещё во времена  великого астронома и животновода. Истинные причинно-следственные связи событий размывались, и везде навязывалось марксистское видение истории.

Иностранные языки. Уровень преподавания — ноль. Покажите мне хоть одного советского школьника, который 10 лет учил французский, немецкий или английский язык и может бегло сказать на нём хотя бы 4-5 предложений, отличных от школьной темы "Что я знаю про Париж". Таких не существует в природе.

Социальные науки, науки об устройстве общества. Такая же антинаучная ерунда, как и в истории. Куча лженаук, которые с распадом СССР ушли в небытие.

В общем, как видите, никаким "сверхкачественным" советское школьное образование не было, а  вся эта уравниловка и остальные негативные вещи шли только во вред.




Вот такой обзор советских школ у меня получился.
А вы помните, как вы учились в советской школе? Чем можете дополнить рассказ?

Напишите в комментариях, интересно)

 


Источник: Советские школы — что там было на самом деле
Автор:
Теги: Дело школа 1920 автомобиль авторитет

Комментарии (7)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Наталья Зависнова 
Автор! Я понимаю,конечно, что недостатки в советском образовании были, но так всё вывернуть!!! Вы, что обижены судьбой??? Не хочу по каждому пункту писать. Но я выросла в советсткое время, в Тбилиси, училась и в русской школе и в институте. Прекрасное было время!! Без дисциплины и уставного порядка ни одно учреждение, заведение, организация не смогут функционировать! Советскую систему образования перенял Китай - и как поднялся!!! А мы взяли тестовую, американскую. Где знания на уровне гадания, вдруг повезет нажать правильный ответ, а способность мыслить, анализировать и т.п. - никакая. Школьная форма, линейки и т.д., - так это дисциплинирует, собственно перед знаниями все равны. Да и, чтобы малообеспеченные дети не чувствовали себя ущербными. А пропаганда - она везде пропаганда. США, как им внушают, вообще сверх нация. Хотя их история ни в какое сравнение не идет с историей России. Вспомните, кто приехжал в Америку? Беглые бандиты, укрывающиеся от правосудия, золотоискатели, и т.д., как уничтожали индейцев и т.д. Жалко многоуважаемый и любимый Задорнов не дожил до сегодняшнего дня! Вот было бы тем для развлечений над сегодняшним цирком!!!
Владимир
Автор, у тебя дети есть? Что из этого нет сейчас в школе?
Я скажу что: еда сейчас гадость, уровень образования хуже.
Наталья Зависнова 
И ещё... То-то наши математики, физики, изобретатели были в такой цене, что уехали за гарницу, где им хорошо платили! Утечка мозгов, слышали такое?! Это была ошибка системы, к великому сожалению...
РЫЖАЯ Лиса
Аффтар (оно не автор) иди и повесься. Мой добрый тебе совет. Такую чушь написать может только полный кретин с абсолютным отсутствием мозга. Иди уже, умри, придурочный.
Любовь ----------- 
Да школа была самыми счастливыми годами в жизни! Походы,экскурсии,каждые каникулы - путешествия . Песни у костра,викторины,вкусное питание .И без всякого насилия,издевательств. Все были равны между собой. И никаких "мажоров" и "крутых" деток. А сейчас - просто срань,а не школы!Никакого патриотизма и любви к Родине,только к себе любимым
Тамара Спирина 
Не знаю, где вы так учились. Я закончила школу в районном центре Николаевской области.Благодаря обыкновенной учительнице по химии уже в 9-м классе я решила, что должна защитить диссертацию по химии. Благодаря химическим опыта́м учительница привила любовь к науке. И я закончила бесплатно химический институт в Ленинграде, далее работала в институте Академии наук и защитила диссертацию. Репетиторов не было вообще. Даже слова такого не было в обиходе. В классе никто не курил и не пил до окончания школы. И никто в школе меня не терорезировал, а одноклассники постоянно просили объяснить ту или иную задачу, или просто просили списать домашнее задание, кто не ставил больших задач для себя. Учитель был уважаем. А сейчас что в школах, многих учителей следует отстранить от работы по причинам не знания предмета и по причине не адекватного поведения по отношению к ученикам. Согласна, что преподавание иностранных языков было очень примитивным. А сейчас далеко не во всех школах хорошо преподают иностранные языки. Считаю, что система образования требует реформы сейчас. Следует в школе воспитывать человека. Это должно быть главным. А науки? Каждый ученик должен выбрать для себя, кем он видит себя в будущем и исходя из этого и учиться. На тройки или пятерки. Быть отличниками всем не обязательно.
Наталья Головина 
Интересно сколько лет автору и где он раздобыл подобное вранье!
Сейчас вообще всем наплевать на детей и школе и учителям и родителям! Из наших детей вырастают завистливые не грамотные и жестокие люди, которые издеваются и избивают одноклассников и выкладывают ролики в интернете. А школьная программа сейчас построена на самообразовании, не знаешь нанимай репетитора, ни кто как в советское время с тобой заниматься бесплатно не будет. Так что мне вас жаль автор данной статьи, сами вы видимо в советское время не жили, правды не знаете, а позволяете себе писать статьи. Вот оно ваше хваленое нынешнее образование!
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства