Первый пуск с
Ракета-носитель «Союз-2.1а» на стартовом столе космодрома «Восточный»
28 апреля 2016 года в 05:01:21 по московскому времени (11:01:21 – по местному) со стартового комплекса космодрома Восточный был произведен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1А».
На орбиту были выведены три аппарата: научно-образовательный спутник «Михайло Ломоносов», спутник дистанционного зондирования Земли «Аист-2Д» и экспериментальный наноспутник SamSat-218Д. Этого события страна ждала почти 7 лет, пока шло строительство космодрома в Амурской области на Дальнем Востоке.
Ведь первый камень на месте основания Восточного был заложен 28 августа 2010 года. Восточный – пятая стартовая площадка для космических пусков в России и первый в стране гражданский космодром. Он входит в структуру госкорпорации «Роскосмос».
Гарнизонный городок части назывался Свободный-18 (с 1996 года ему вернули название Углегорск, которое он носил с 1961 до 1969 год, а с 2015 года он получил имя Циолковский).
Дивизию расформировали в 1994 году, но 1 марта 1996 года указом президента Б.Н. Ельцина на месте ее дислокации был организован Государственный испытательный космодром Минобороны России Свободный. Запуски спутников здесь проводили с использованием стратегических ракет «Тополь».
Первый такой старт состоялся 4 марта 1997 года. За 10 лет было проведено пять успешных пусков, после чего космодром в 2007 году законсервировали. Однако уже 6 ноября того же 2007-го президент В.В. Путин подписал указ «О создании в Амурской области нового космодрома Восточный».
На первый взгляд кажется странным, что биография новейшего российского космодрома началась с запуска ракеты семейства «Союз», ведущей родословную от знаменитой Р-7, в 1957 году открывшей космическую эру.
Но недаром «Союз-2» – глубокая модификация «семерки» с цифровой системой управления – используется Европейским космическим агентством для запусков с французского космодрома Куру. В своем классе у «Союза», по сути, нет конкурентов по соотношению цены, качества и надежности.
Даже тот факт, что на первой и второй ступенях «Союза-2» установлены лишь слегка модифицированные двигатели 1950-х годов, играет положительную роль: низкое в сравнении с более современными аналогами давление в их камерах сгорания снижает уровень напряженности работы и повышает запас надежности.
Недаром «Союз» в настоящее время является единственной в мире ракетой-носителем, используемой для доставки на орбиту людей.
Кстати, стартовый комплекс, построенный для «Союза» на Восточном, отличается от тех, что действуют в Плесецке и на Байконуре.
Как и в варианте, созданном отечественными специалистами в Куру, в нем применена мобильная башня обслуживания, которая надвигается на установленную ракету, защищая ее от воздействия неблагоприятных погодных факторов и позволяя специалистам проводить предстартовые операции в более комфортной обстановке.
Впрочем, стартовый комплекс для «Союза» – это лишь первый этап строительства космодрома.
Установка ракеты «Союз-2.1а» с космическими аппаратами «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218 на стартовую площадку космодрома «Восточный»
Без Восточного вряд ли мыслимо развитие отечественной космонавтики в XXI веке. Сегодня почти все коммерческие и пилотируемые запуски отечественных ракет среднего и тяжелого класса проводятся за пределами территории страны, в основном с Байконура в Казахстане.
В России ракеты-носители среднего класса семейства «Союз», равно как и новейшие отечественные ракеты-носители семейства «Ангара» для вывода на орбиту тяжелых (до 24 тонн) грузов, можно запускать лишь с территории северного российского космодрома Плесецк.
Расположенный в Архангельской области, он появился в 1957 году как военная часть, вооруженная ракетами Р-7. Причем для нее целенаправленно подыскивали возможность размещения как можно севернее. В этом случае Р-7 могли поражать любую точку на территории США, поскольку летели к цели по кратчайшему маршруту – через Северный полюс.
Затем эти стартовые комплексы потеряли свое военное значение и их стали применять в основном для запуска разведывательных спутников на полярные орбиты.
Но, чтобы обеспечить максимальную грузоподъемность ракет при выводе полезной нагрузки на геостационарную и межпланетную орбиты или, к примеру, на орбиту Международной космической станции, необходимо размещать точку старта как можно ближе к экватору.
За счет суточного вращения Земли при старте с экватора прибавка в скорости составляет 465 м/с (1675 км/ч). При этом каждый градус удаления точки запуска к северу уменьшает эту прибавку на 5,2 м/с.
Чтобы наилучшим способом воспользоваться этим даром природы и тем самым повысить эффективность отечественных средств выведения, необходим космодром у южной границы России.
Выбор места для космодрома – непростая задача даже с учетом огромной территории нашей страны. Его местоположение должно удовлетворять множеству условий.
Прежде всего ограничения связаны с трассами полета ракет, которые вместе с зонами падения отработавших ступеней должны проходить над малозаселенными территориями и не пересекать границы других государств.
Разумеется, необходимо, чтобы сам космодром располагался вдали от крупных населенных пунктов. После предварительного отбора было выбрано несколько перспективных географических точек.
Например, привлекательно выглядел район порта Ванино в Советской Гавани – ровное плато, расположенное на берегу моря, как и большинство крупных зарубежных космодромов. В этом случае трассы стартующих ракет проходят над водной поверхностью.
Однако были у приморского космодрома и недостатки: во-первых, это сейсмически опасная зона, во-вторых – здесь не было достаточного резерва электроэнергии.
Поэтому окончательный выбор был сделан в пользу Амурской области, где существовала развитая транспортная инфраструктура в виде Транссиба и федеральной автотрассы «Амур», а также в наличии был переизбыток электроэнергии.
Сборка ракеты-носителя «Союз-2.1а» в Техническом комплексе космодрома «Восточный»
Тонкости выбора местоположения космодрома иллюстрирует такой факт: Восточный расположен почти на шесть градусов севернее Байконура, однако стартующие здесь ракеты при прочих равных условиях могут выводить больше груза.
Этот парадокс объясняется тем, что наиболее выгодные трассы (строго на восток) при старте с Байконура использовать нельзя, поскольку они пересекают территории Китая и Монголии. В случае аварий было бы невозможно избежать международных осложнений.
Восточный же расположен более удачно: на самых выгодных траекториях на восток от него нет международных границ.
Существующие планы космической деятельности страны предусматривают создание в середине 2020-х годов нового пилотируемого корабля «Федерация», который будут запускать на орбиту с помощью ракет семейства «Ангара».
Эта же ракета постепенно станет и основным средством выведения тяжелых военных, научных и коммерческих спутников, заменив ракеты-носители «Протон», которые могут стартовать только с Байконура.
Строительство стартового комплекса для «Ангары» на Восточном – одна из основных задач ближайшего будущего. В связи с этим производство «Ангары» даже специально переносят в Сибирь – из Москвы в Омск, поближе к новому космодрому.
В дальнейшем возможно создание сверхтяжелой ракеты для пилотируемых полетов к Луне и Марсу. Стартовый комплекс для нее тоже планируется создавать на Восточном. Ведь все это крайне дорогостоящие проекты и вкладывать средства в создание подобной инфраструктуры имеет смысл только на территории собственной страны.
В этом случае дополнительный импульс для развития получат регионы Сибири и Дальнего Востока. Местоположение нового космодрома соответствует и стратегическому вектору в развитии экономики и политики России, предусматривающему усиление связей со странами Юго-Восточной Азии и прежде всего с Китаем, от которого Восточный отделяет всего сотня километров.
Но главное значение нового космодрома состоит в том, что только он позволит России оставаться полностью независимой космической державой.
Для справки
Общая площадь зарезервированной для космодрома Восточный территории составляет около 1035 км2. Для сравнения: площадь космодрома Байконур – 6717 км2, космодрома Плесецк – 1762 км2.
Площадь стартового комплекса «Союз», построенного на Восточном, составляет 50 000 м2, все его сооружения соединены подземными тоннелями протяженностью более 6 км, под землю старт уходит на 6 этажей. Котлован под стартовый комплекс потребовался объемом более 850 000 м2.
Для возведения железобетонных конструкций старта использовано порядка 160 000 м3 бетона и 31 000 т арматуры. Созданный на Восточном энергокомплекс способен обеспечить электричеством полумиллионный промышленный город.
В городе Циолковском для работников космодрома возводится 42 жилых дома. Планируется, что в будущем здесь будут проживать до 30 тыс. человек. В 2016 году население города составляло 6300 человек.
Всего на космодроме построено более 500 зданий и сооружений, 125 км железных и 115 км автомобильных дорог. Общая стоимость строительства первой очереди оценивается в 300 млрд рублей.
Автор:
Комментарии (0)