Британская команда дайверов подняла со дня моря клад серебряных монет стоимостью в $50 млн, который пролежал на дне моря с 1942 года, когда пароход, перевозивший его из Бомбея в Англию, затонул. «City of Cairo» (капитан Уильям Роджерсон) был торпедирован на расстоянии 772 км к югу от Святой Елены немецкой подводной лодкой и затонул на глубине 5150 м. 100 тонн серебряных монет, найденных в результате самой глубоководной спасательной операция в истории, принадлежали Казначейству Ее Величества.
SS City of Cairo
Пароход «City of Cairo» был мобилизован во время Второй мировой войны, чтобы осуществлять перевозки в Соединенное Королевство из колоний. Он отправился в последнее путешествие под командованием Уильяма А. Роджерсона из Бомбея в Великобританию 1 октября 1942 года. Путь лежал через Дурбан, Кейптаун и Пернамбуку (Бразилия).
Капитан Уильям А. Роджерсон — человек которого уважала команда
Корабль покинул Кейптаун в 6 часов утра 1 ноября. На борту кроме экипажа находился 101 пассажир, в том числе 28 женщин и 19 детей. Военный транспорт был вооружен орудиями для защиты от вражеских подводных лодок и доукомплектован двумя запасными экипажами из числа ласкар (так звали индийских моряков, служивших на британских кораблях). Корабль вез 7422 тыс. тонн грузов, в том числе чугун, древесину, шерсть, хлопок, марганцевую руду и 2000 ящиков серебряных монет.
SS City of Cairo
Серебряные рупии перевозили в Лондон для оплаты военных поставок Великобритании из США и Канады. Но их так и не смогли доставить. Дым парохода был замечен немецкой подводной лодкой U-68 (командир Карл-Фридрих Мертен), которая вскоре заняла удобную позицию для атаки.
Командир подводной лодки U-68 Карл-Фридрих Мертен
6 ноября 1942 года и транспорт «City of Cairo» был торпедирован. Капитан Роджерсон в 21:45 отдал приказ покинуть корабль. Шесть человек погибли: два члена экипажа (среди них радист Гарри Пеевер, который добровольно остался, что бы подавать сигнал бедствия) и четверо пассажиров. Но все женщины и дети покинули корабль благополучно. Судно по-прежнему оставалось на плаву, медленно оседая на корму. Однако через 20 минут в»City of Cairo» попала вторая торпеда. Это поставило точку в судьбе парохода.
Винт второй роковой торпеды
Вскоре после того как пароход «City of Cairo» ушел на дно, подводная лодка всплыла и подошла к месту его гибели. Мертен спросил у находившихся в спасательной шлюпке людей про название судна, вид груза и были ли на борту военнопленные. Затем он дал курс выжившим на ближайшую землю, оставив их со словами: «Спокойной ночи. Сожалению, что потопил вас». Кстати, всего на счету Карла-Фридриха Мертена 27 потопленных кораблей, и «City of Cairo» был последним в этом списке.
Обложка книги Ральфа Баркера «Доброй ночи, извините, что вас потопил»
Трагедия произошла примерно в 2000 милях (3200 км) от бразильского побережья, в 1000 милях (1600 км) от африканского и 500 милях (800 км) от острова Св. Елены. Мертен не мог не понимать, что шансов выжить у них практически не было.
«Goodnight, and sorry for sinking you»
Как уже говорилось, шесть человек из 311, находившихся на борту, погибли вместе с затонувшим судном. Еще 90 человек скончались в течении трех недель скитаний по океану. Остальным повезло: их спасли. Британский военный транспорт «Clan Alpine» подобрал 154 выживших на пути к Св. Елены. Еще 47 были спасены британским торговым судном «Bendoran» и доставлены в Кейптаун.
Последняя спасательная шлюпка была обнаружена у берегов Южной Америки через 51 день после катастрофы, но только двое из ее многочисленных пассажиров остались живы. Это были пассажирка Маргарет Гордон (впоследствии была награждена Медалью Британской империи) и третий офицер Джеймс Уайт Аллистер (награжден орденом Британской Империи).
Газета The Daily sketch от 08/12/1943
По жестокой иронии судьбы Джеймс Уайт Аллистер погиб вскоре спасения. 4 марта 1943 года судно, на котором он возвращался в родной порт, также было торпедировано немецкой подводной лодкой. Списки всех членов экипажа посмотреть —
В списке жертв транспорта «City of Cairo» — 104 человека, в том числе 79 членов экипажа, трое артиллеристов и 22 пассажира. Семь из них умерли уже после спасения.
До недавнего времени судно и его груз считалась утраченными. Но в 2011 году поисковая команда во главе с англичанином Джоном Кингсфордом нашла расположенный неестественным образом объект среди хребтов и ущелий в Южной Атлантике.
SS City of Cairo на дне
Работы по поиску и подъему велись по договору с правительством Великобритании. Подводный аппарат Deep Ocean Search (DOS) в течение нескольких недель обследовал пространство морского дна, по площади вдвое превышавшее территорию Лондона.
— Мы поначалу не были точно уверены, что это тот самый транспорт, — сказал Джон Кингсфорд, — поэтому прежде чем начать спасательную операцию, мы все тщательным образом проверили. Мы должны были убедиться, что видим на мониторах именно этот корабль.
SS City of Cairo
Поиски закончились. Объект действительно оказался пароходом «City of Cairo», и теперь команда рассчитывала на свою долю от поднятого со дна моря драгоценного металла.
— Для нас это стало большим облегчением: мы нашли то, что искали, — сказал Кингсфорд.
После завершения подъема ценностей, на затонувшем судне была оставлена мемориальная доска в память погибших моряков и пассажиров.
Кроме монет, команда подняла со дня винт, принадлежащий второй роковой торпеде. Монеты были переплавлены в Великобритании для продажи с аукциона. Сумма вознаграждения, которую получила команда Кингсфорда, не раскрывается. Операция по подъему была завершена в сентябре 2013 года, но только сейчас министерство транспорта решило предать ее огласке.
Комментарии (0)