В начале 20-го века, в одном из казино Монте-Карло (Монако), произошел любопытный случай. На рулетке несколько раз подряд выпадало «черное». С каждым разом желающих поставить на противоположный цвет — «красное» — становилось все больше. Однако «черное» выпало 26 раз, приведя к смятению всех присутствующих игроков и к их огромным проигрышам. Обескураженные игроки усомнились в честности казино, сочтя происходящее «нарушающим теорию вероятностей», а значит, попросту невозможным без специального трюка.
Впоследствии этот феномен был изучен и вошел в психологическую науку под названием «ошибка игрока» или «отрицательный эффект новизны» (negative recency effect) как пример когнитивного искажения. Все дело в отношении к жизненному опыту и его использованию. Считается, что в реальной жизни большинство явлений взаимосвязаны между собой, а различные события, воспринимаемые как случайные, имеют тенденцию «возвращаться к среднему». Это приводит к когнитивному искажению восприятия объективности и заставляет считать, что вероятность будущего события зависит от предыдущих, хотя на самом деле это часто не так.
Еще более любопытным является и тот факт, что «ошибка игрока» может проявляться в самых неожиданных ситуациях и даже с теми людьми, которые считают себя сведущими в математике вообще и в статистике в частности. Она отражает два аспекта человеческого когнитивного восприятия: неосознаваемую мотивацию к поиску порядка и закономерности во всем, с чем приходится иметь дело, даже если это случайные процессы; и игнорирование логики в пользу интуиции, принимаемой за самоочевидность и не требующую расчета и анализа.
Комментарии (0)