Представим ситуацию: вы случайно «смахнули» бутылку с полки магазина, задели плечом стеклянную банку или уронили пакет с крупой? Бутылка и банка уж точно разобьются, а крупа вся рассыплется. Тут подбегает продавщица, а с ней дюжий охранник и требуют за все заплатить. Но вы же не нарочно! Итак, надо ли оплачивать загубленный мною товар, если вы его даже не собирались покупать?
Ответ на этот вопрос (сразу скажем, отрицательный) следует искать не в нашем традиционном Законе РФ «О защите прав потребителей» (ЗЗПП), а в документе «посерьезней». Этот документ называется Гражданский кодекс Российской Федерации. И в нем содержится статья 211, строго и коротко утверждающая:
«Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором».
Казалось бы, вот и все, и говорить больше не о чем. Никакого договора вы с магазином пока не заключали – таким договором, кстати, в некотором смысле является кассовый чек, который вам пока не пробивали. Никаким законом рассыпанная крупа не предусматривается, так что ничего платить не надо. Даже нельзя, чтобы не создавать у продавца ложного чувства победы!
Но, как всегда, закон – это одно, а практика – это нечто другое. Возможны следующие ситуации, при том, что продавцы отлично знают о статье 211 ГК РФ. Рассмотрим возможные варианты и порядок правильных действий.
Продавец требует заплатить, угрожая охраной
Он врет, не верьте. Что делать? Спокойно сообщите, что вы знаете содержание статьи ГК, а если вам будут угрожать, то вы пожалуетесь даже не в Роспотребнадзор, а прямо в полицию, где с удовольствием дадут ход беспроигрышному делу и повысят раскрываемость в своем отделе – преступника, угрожающего жизни и здоровью покупателя, искать и не надо, вот он.
Продавец настаивает, что вы разбили банку нарочно
Бред, но что делать? Из-за лечо или банки огурцов магазин скорее всего упираться не станет и к вам приставать не будет, но если вы разбили дорогой коньяк − может быть, и станет. Предложите предъявить доказательства, например, запись камеры наблюдения – они сейчас почти повсюду. Они откажутся. Или скажут, что вот та продавщица сама видела. И не захотят выпускать вас из магазина. Тогда предложите вызвать полицию или сами туда позвоните. Приедет наряд, во всем разберутся. Правда, это займет немало вашего времени. И если выяснится, что записи нет, а просто так продавщице никто не поверит, продавец подлежит уголовному (!) преследованию по поводу незаконного удержания человека. Намекните им об этом, это поможет.
Продавец машет перед вами непонятными «правилами»
Иногда они достают откуда-то якобы солидного вида бумажки, журналы и папочки. На обложке может быть написано что-то вроде: «Правила обслуживания в универсаме “Добренький”». И там, конечно, будет написано, что вы должны платить. Чепуха! Никакой законной силы эта макулатура не имеет, это вам не ГК РФ. Так это им и скажите, а если будут продолжать и дальше – действуйте согласно п.1 и п.2.
Пожалуй, этим исчерпываются возможности магазина нарушать статью 211 ГК РФ. Но есть одно, и очень важное замечание, относящееся, конечно, не к вам, цивилизованному покупателю, а к тому, кто догадался прийти в магазин в состоянии сильнейшего опьянения и разбил там по неосторожности бутылку недешевого алкоголя. Вот тут уже они и полицию с радостью вызовут, обвинив его в банальном хулиганстве и уничтожении собственности. И камера наблюдений скорее всего заснимет его шатающуюся походку. И вызванная ими полиция займет их сторону, хоть это и не совсем отвечает духу и сути статьи 211. И посадит его на 15 суток или даже больше. Тут уж лучше заплатить. А еще лучше посещать магазин в трезвом виде – кстати, это способствует и правильному, именно трезвому выбору покупки.
И последнее замечание – все описанное выше относится не только к продуктовым магазинам, но и всем другим. Случайно порванное при примерке платье, выпавший из рук айфон, лопнувшая при падении канистра с машинным маслом – все подпадает под действие статьи 211 Гражданского кодекса.
Комментарии (1)