Люди, боги и жертвы
Иногда люди прошлого убивали себе подобных. В некоторых случаях (убийства ради грабежа, или из мести, или на войне) можно понять, почему они бывали безжалостны. Но иногда современный человек не может в принципе понять, кого и за что, поскольку не понимает побудительных мотивов. Речь про человеческие жертвоприношения.
Между тем, охват мира такими актами был воистину глобален.
Жертвенные казни устраивали китайцы, скифы, галлы, норманны. В Финикии отправляли к праотцам детей из знатных семей, дабы умилостивить бога Баала. В Египте бросали в Нил девушек с целью получения от божества полноводного разлива. В Америке ацтеки приносили в жертву богине Тласольтеотль мужчину – чтобы быстрее миновали годы засухи, а сапотеки Монте-Альбана не жалели даже младенцев, лишь бы бог дождя Косихо-Питао дал урожай. В Африке, бывало, счёт жертв в один раз шёл на десятки. Ради милости богов убивали своих сородичей первобытные племена Океании, Австралии и Новой Зеландии – хотя они жили весьма далеко от материков, и не могли бы «скопировать» тамошние обычаи.
В Киеве по жребию избирали, кого убьют для жертвы кумирам.
Если все народы планеты, не сговариваясь, начинали свои религиозные истории с того, что убивали сородичей во имя бога, то должно было быть что-то общее, заставлявшее их всех так поступать.
Такое общее, конечно, есть: это повсеместная вера в то, что мир делится на два. Мир явный – Явь, где живём мы. И мир потусторонний – Навь, куда попадают души после смерти, и где обитают боги. Что интересно, абсолютно все народы планеты Земля имели зримое доказательство такого деления.
Навь, сон человечества
Живёт первобытный человек, и видит наяву природу и свою родню, а во сне… А во сне он встречается со своими предками, или видит самого себя в неведомых местах, ведущим разговоры с неведомо кем… Как ему это понимать?
Первобытный человек – где бы он ни жил, естественно делал вывод: помимо явного мира есть ещё и неявный, мир не тел, но духов. Ведь его тело во время сна лежало на полу вигвама (хижины, хаты, шалаша). Кто же был в том «мире»? Душа.
С развитием речи это стало всеобщим знанием. Никому в общине и в голову не могло придти, что сон есть индивидуальная галлюцинация каждого. Если бы кто-то попытался объяснять, что всему виной электрохимические процессы на нейронах головного мозга, его бы никто не понял. Нет, возобладало мнение, что каждый бывает в некоем общем потустороннем – нездешнем мире, в Нави.
В сказаниях всех народов «тот свет» – Навь – это именно свет. Там есть поля и луга; стоят дома, где обитают души умерших. Всё, как здесь. Необычность «того света» в том, что живут в нём вечно, и не только души людей, но и боги, которые души – изначально. И эти боги повелевают стихиями!
«Тот свет» стал непременным элементом всех религий. В любых уголках планеты мифы о нём, различаясь в деталях, в целом схожи.
Герои кельтского эпоса многократно бывали там; греческий Эней спустился туда, пересёк реку мёртвых, бросил подачку трёхглавому сторожевому псу Церберу и побеседовал с тенью своего покойного отца; Орфей похищал оттуда свою любимую Эвридику. Китайский «тот свет» заселён духами едва ли не плотнее самого Китая. Русские богатыри отправлялись туда, чтобы победить подземных змеев и освободить светлых духов от притеснений.
Древним был ясен и практический вывод из этого знания: в случае трудностей (засуха, наводнение, неурожай, мор) надо сообщать об этом богам, специально послав к ним чью-то душу. А как её освободить для такого важного дела? Только убив живого человека. То есть предполагалось, что боги к судьбам людей равнодушны, и надо их специально информировать о происходящем.
Но «научная мысль» не стояла на месте, и возникла иная идея, будто боги насылают несчастья на людей за их грехи. И стали убивать – в частности, в Греции – выбранного «фармака», нечто вроде «козла отпущения». В случае эпидемии или голода объявляли его ответственным за все грехи народа, и отправляли к богу, чтобы тот смилостивился и прекратил бы эпидемию.
Забвение истоков мифа
Со временем люди разобрались, что сны – дело индивидуальное, к общему для всех «тому свету» отношения не имеющее. Жертвенные убийства ради отправки «курьера к богу» приобрели ритуальный характер: подлинные истоки обычая уже не помнили. Да и самих богов стали перетаскивать из Нави в Явь, «поселяя» их на реальных горах, вроде Олимпа.
Но старые стереотипы держались крепко. Это обычное дело: если люди что-нибудь выучили, то так просто от выученного не откажутся. «Раз отцы и деды людей за что-то убивали, и нам надо», думали они. Но кого и как? Кое-где стали «жертвовать» преступников или пленных. В Северной Европе ритуально резали рабов; есть сообщения, что христианские купцы специально для этих целей завозили сюда купленных за границей рабов. Кое-где «убивали» соломенных кукол. В ряде случаев убивали «впрок», во избежание будущих несчастий: так, западные европейцы времён Крестовых походов замуровывали людей в стены строящихся зданий, даже церквей (Домский собор в Риге, например); закапывали под крепостные башни младенцев живьём.
Казнь Иисуса стала, по сути, жертвоприношением за грехи человечества, сделавшей для Европы и Азии неактуальной практику человеческих жертвоприношений вообще. Причины и правила священных убийств постепенно забылись, и к нашим дням осталось одно только недоумение.
Дмитрий Калюжный.
Комментарии (0)