Германский малый крейсер «Эмден» был заложен в 1906 году на верфи города Данцига в качестве замены устаревшего авизо «Пфайль». Постройка корабля сильно затянулась из-за нехватки средств, поэтому недостающие деньги были собраны по подписке жителями города Эмден, в честь которого крейсер и получил своё имя. В 1909 году корабль вошёл в состав Императорского флота Германии. Имея изящный силуэт с тремя тонкими трубами, крейсер с полным водоизмещением около 4200 т был вооружён десятью 105-мм скорострельными орудиями с длиной ствола 40 калибров. Противоминный калибр был представлен восемью 52-мм орудиями, кроме того, корабль нёс два 450-мм подводных торпедных аппарата.
Единственной защитой «Эмдена» от вражеских снарядов была бронепалуба толщиной 20–30 мм (на скосах толщина повышалась до 50 мм). Боевая рубка корабля защищалась 100-мм бронёй. Две паровые машины максимальной мощностью 16320 л. с. позволили «Эмдену» развить на испытаниях скорость в 24 узла, что являлось неплохим результатом для корабля с паровыми машинами. Впрочем, во время несения повседневной службы скорость «Эмдена» не превышала 23 узлов. В итоге он стал последним крейсером в германском флоте, оснащённым таким типом энергетической установки. Интересно, что однотипный с «Эмденом» крейсер «Дрезден» уже был оснащён турбинами и развивал скорость на 0,5 узла выше.
Крейсер «Эмден» вскоре после вступления в строй сопровождает
императорскую яхту «Гогенцоллерн»
Путь на восток
После недолгого пребывания в родных водах в апреле 1910 года «Эмден» был включён в состав Восточно-Азиатской крейсерской эскадры и отправился в порт Циндао – главную германскую военно-морскую базу в Азии. Путь до места назначения пролегал через Атлантику, вокруг мыса Горн и далее через весь Тихий океан. Этот непростой маршрут крейсер проделал с честью, прибыв в Циндао в октябре.
Спокойная и размеренная служба стационера была прервана сообщением о восстании туземцев на острове Понапе в Каролинском архипелаге, принадлежавшем германской короне. Команда «Эмдена» приняла участие в подавлении бунта, при этом погиб офицер, а ещё пять моряков были ранены. Далее вновь последовала служба стационера, однако скучной её назвать было нельзя. В 1911 году крейсер был повреждён в столкновении с японским пароходом и, пройдя ремонт, отправился в плавание по центральной части Тихого океана в составе Крейсерской эскадры. В 1912 году команда «Эмдена» получила Императорский приз на артиллерийских стрельбах эскадры. В 1913 году в Китае начались беспорядки, вызванные Синьхайской революцией – несколько раз «Эмден» подвергался обстрелу с берега, каждый раз ведя ответный артиллерийский огонь. Впрочем, потерь на крейсере не было.
В мае 1913 года командиром «Эмдена» был назначен корветтен-капитан Карл фон Мюллер – опытный морской офицер, не понаслышке знавший, что такое служба в далёких колониях. С 1909 по 1912 год Мюллер служил в Адмиралтействе и был на хорошем счету у командующего флотом адмирала Альфреда фон Тирпица. По-видимому, в это время Мюллер познакомился со взглядами Тирпица на будущую морскую войну (разумеется, против Англии), в которой немалая роль отводилась действиям крейсеров против торгового судоходства. Поскольку Великобритания всецело зависела от морской торговли, считалось, что растянутые морские коммуникации являются её ахиллесовой пятой.
В мае 1914 года «Эмден» вернулся в Циндао. 23 мая здесь состоялись совместные учения «Эмдена» с броненосными крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» – главной силой Крейсерской эскадры под командованием вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее. 20 июня «Шарнхорст» и «Гнейзенау» ушли в большое плавание по Тихому океану. Фон Мюллер, к тому времени повышенный в звании до фрегаттен-капитана, оставался в Циндао вместе со своим кораблём. К тому времени международная обстановка явственно обострилась, в воздухе запахло войной. Расклад сил был примерно ясен – союз России с Францией и Англией против Германии и Австро-Венгрии. В восточно-азиатском регионе не последнюю роль играла Япония, которая в случае начала войны между великими державами не отказалась бы прибрать к рукам немецкие владения в этом регионе.
В конце июля сообщения о резком обострении политической ситуации в Европе посыпались как из рога изобилия. На случай начала войны у Мюллера имелся приказ – во-первых, ни в коем случае не дать поймать себя в ловушку в Циндао, во-вторых, соединиться с главными силами эскадры фон Шпее. Кроме того, «Эмден» должен был прикрыть выход из Циндао угольщиков, снабжавших немецкую эскадру топливом. В случае начала войны Мюллер намеревался отправиться на юг, к портам французского Индокитая, чтобы минными постановками и перехватом торговых судов нарушить морские коммуникации Франции.
«Эмден» в Циндао
30 июля Мюллер приказал перевести «Эмден» в боевую готовность. На крейсере пополнили запасы топлива и продовольствия, оставив на берегу всё лишнее. 31 июля крейсер покинул Циндао, а 2 августа на его борту была принята телеграмма, в которой сообщалось о начале войны Германии против России. Итак, гром грянул.
Первый трофей
Вопреки первоначальным планам двигаться на юг, Мюллер решил вести свой корабль на север, к Цусимскому проливу, рассчитывая застать противника врасплох. Его расчёт оправдался, когда 3 августа в 4 часа утра у входа в Цусимский пролив германские сигнальщики заметили силуэт неизвестного судна. Увидев «Эмден», оно попыталось скрыться в нейтральных водах у острова Цусима, но уйти от крейсера не смогло. Впрочем, судно остановилось лишь после того, как немцы произвели несколько выстрелов боевыми снарядами, которые легли рядом с ним. Остановившись, «купец» поднял русские флаги. Трофеем оказался грузопассажирский пароход Добровольческого флота «Рязань» водоизмещением 3500 т, следовавший с 80 пассажирами из Нагасаки во Владивосток.
Пароход «Рязань»
Из-за наличия женщин на борту русского судна Мюллер принял решение привести его в Циндао. Из-за высокой скорости, которую пароход показал, уходя от погони (не меньше 17 узлов), было решено переоборудовать его во вспомогательный крейсер. На судно была направлена призовая партия, после чего «Эмден» и «Рязань» направились обратно в Циндао, куда и прибыли 6 августа. Пассажиры «Рязани» были отправлены по железной дороге во Владивосток, а судно переименовали во вспомогательный крейсер «Корморан» и установили на него вооружение, снятое со старой канонерской лодки, ранее носившей то же имя. На «Эмдене» пополнили запасы угля и продовольствия, и вечером того же дня он вышел в море вместе с пароходами «Принц Эйтель Фридрих» (бывший почтовый пароход, переоборудованный во вспомогательный крейсер) и «Маркомания» (угольщик). Курс крейсера лежал на Паган (Марианские острова), где должна была состояться встреча с эскадрой фон Шпее.
Переход через Тихий океан состоялся благополучно, и 12 августа моряки «Эмдена» увидели германские корабли. На Марианских островах собрались броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», малые (бронепалубные) крейсера «Эмден» и «Нюрнберг», вспомогательный крейсер «Принц Эйтель Фридрих», угольщик «Маркомания» и ряд вспомогательных судов. На следующий день на борту «Шарнхорста» состоялось совещание командиров кораблей. На нём фон Шпее высказал свой взгляд на сложившуюся ситуацию – по его мнению, вступление в войну Японии на стороне союзников было практически неизбежным. В этом случае эскадра оказалась бы в очень уязвимом положении, находясь в окружении неприятельских баз и лишённая снабжения углём. По мнению фон Шпее, эскадре надо было уходить к берегам Чили, правительство которого благожелательно относилось к Германии. В чилийских портах можно было пополнить запасы угля и продовольствия, а также выйти на связь с немецкой агентурой.
Изложив свои взгляды, адмирал попросил высказаться командиров кораблей. Мюллер предложил отправить лёгкие крейсера (или хотя бы один «Эмден») в Индийский океан, где проходили оживлённые судоходные маршруты, и попытаться парализовать морские перевозки в регионе. С его точки зрения, боевая ценность лёгкого крейсера была относительно невелика, поэтому в составе эскадры он принёс бы мало пользы, к тому же организовать его снабжение углём было гораздо проще, чем всей эскадры. Мюллера поддержал начальник штаба, и в итоге фон Шпее согласился.
Карта плавания «Эмдена» в августе-ноябре 1914 года
На следующий день, 14 августа, эскадра покинула Паган, при этом «Эмдену» было разрешено вести самостоятельные действия в Индийском океане. Вместе с ним туда отправлялся угольщик «Маркомания». 19 августа «Эмден» и «Маркомания» достигли острова Палау, принадлежавшего Германии, где состоялись бункеровка и обмен новостями с германским пароходом «Принцесса Алиса». Затем «Эмден» продолжил своё плавание юго-западным курсом. Наконец, он подошёл к Зондскому архипелагу, который нужно было миновать, чтобы очутиться на просторах Индийского океана. Поскольку в проливах вокруг островов постоянно сновали рыбацкие корабли, и незаметно проскочить мимо них не удалось бы даже ночью, в голову лейтенанта Мюкке пришла мысль соорудить фальшивую четвёртую дымовую трубу, чтобы «Эмден» хотя бы издалека походил на английский крейсер «Ярмут». Сначала импровизированная труба была сооружена на скорую руку, из брезента и деревянных реек, и лишь потом, когда угроза непосредственного обнаружения миновала, построили временную трубу, уже действительно похожую на настоящую. Ночью 28 августа «Эмден» благополучно прошёл через пролив Ломбок, ведущий прямо в Индийский океан.
Лиса в курятнике
Маршрут крейсера теперь пролегал вдоль восточного побережья островов Ява и Суматра. 4 и 5 сентября на «Эмдене» в очередной раз принимали уголь с «Маркомании» возле голландского острова Симолье. Наконец, в ночь с 9 на 10 сентября с крейсера были замечены огни одиночного судна. После сближения с судном немцы остановили его. Призовая команда доложила, что пароход принадлежит Греции, называется «Понтопорос» и идёт с грузом угля в Калькутту. Поскольку уголь предназначался англичанам, его можно было конфисковать как военную добычу. Капитану греческого судна тут же предложили перейти на немецкую сторону – естественно, с щедрой компенсацией. По-видимому, греку было всё равно, для кого возить уголь, поэтому он незамедлительно согласился, и «Понтопорос» стал угольщиком «Эмдена». Таким образом, «Эмден» приобретал угольщик с 6500 тоннами угля, сохранял в тайне своё местоположение и сохранял топливо с «Маркомании» на чёрный день – тем более, что её запасы уже были наполовину исчерпаны. Портило картину лишь то, что уголь на «Понтопоросе» был отвратительного качества, а сам он не мог развить скорость больше 9 узлов.
«Эмден» в Индийском океане, 11 сентября 1914 года
Утром 10 сентября на горизонте показался столб дыма. Устремившись туда, «Эмден» обнаружил большой пароход, который сам направился к нему, по-видимому, приняв его за английский крейсер. После предупредительного выстрела и остановки оказалось, что это английский пароход «Индус», переоборудованный в войсковой транспорт – правда, без солдат на борту. После разгрузки «Индуса» и «освобождения» его от припасов, в которых остро нуждалась команда «Эмдена», пароход был потоплен. Команда «Индуса» разместилась на борту «Маркомании», на время ставшей домом для военнопленных.
11 сентября был остановлен очередной пароход – им оказался английский пассажирский лайнер «Лоувет», шедший пустым. Далее всё пошло по почти привычной схеме – перевозка команды на угольщик, открытие кингстонов и несколько выстрелов по ватерлинии для ускорения затопления. 12 сентября «Эмден» занял очень выгодную позицию на пути, по которому суда шли в Калькутту и из неё. Его местоположение всё ещё не было раскрыто, а потому добыча «сама шла в руки». Вечером немцы остановили английский сухогруз «Кабинга», груз которого по документам принадлежал США. Опасаясь своими действиями испортить отношения с пока ещё нейтральной страной, Мюллер решил отпустить «Кабингу», пересадив на неё экипажи потопленных кораблей, но не ранее, чем «Эмден» покинет район своей охоты.
Через несколько часов был остановлен следующий пароход. Им оказался угольщик «Киллин» с грузом угля. Несмотря на ценный груз, пароход было решено потопить на следующий день, поскольку он оказался даже тихоходнее «Понтопороса». Утром 13 сентября немцы поймали очередную жертву – новый пароход «Дипломат», шедший с десятью тысячами тонн чая из Калькутты в Англию. Это был очень дорогой груз стоимостью около 1,5 млн долларов, на тот момент – самая ценная добыча «Эмдена». Не успели на «Дипломате» разместить подрывные заряды, как крейсер нашёл очередную добычу – итальянский пароход «Лоредано» (нейтрал). Взяв с капитана слово не распространяться о встрече с «Эмденом», пароход отпустили, а «Дипломат» пустили на дно.
14 сентября Мюллер принял решение отпустить «Кабингу» с экипажами потопленных судов. Пока шла перевозка людей на «Кабингу», с «Эмдена» был замечен очередной дым на горизонте – как оказалось, принадлежавший английскому пароходу «Трэббоч». Его команда отправилась на «Кабингу» а сам он был потоплен. Отпуская «Кабингу» в Калькутту, Мюллер понимал, что вскоре о нём узнает весь мир, и оставаться в этом районе будет уже нельзя. 15 сентября, уничтожив очередной английский пароход («Клан Мэтисон» с ценным грузом автомобилей, локомотивов и паровых машин), «Эмден» отправился в сторону Рангуна. Однако к тому времени известие о том, что немецкий крейсер действует в Бенгальском заливе, уже облетело весь мир – возможно, именно поэтому море опустело. Кроме того, активизировались английские крейсера, начавшие активные поиски «Эмдена». Встретив один-единственный нейтральный пароход и пересадив на него команду «Клан Мэтисона», Мюллер резко сменил курс, направив свой корабль на запад, к Мадрасу.
Набег на Мадрас
Удачно поохотившись на транспортные суда в районе Калькутты, командир «Эмдена» решил совершить набег на порт Мадрас, расположенный на восточном побережье Индии. Немцы знали о наличии в порту большого количества нефтяных цистерн, которые являлись отличной мишенью. Главной же целью Мюллера было посеять панику в Индии, усилить там антианглийские настроения и, чем чёрт не шутит, спровоцировать если не восстание против английской короны, то хотя бы гражданские беспорядки. К Мадрасу «Эмден» подошёл в ночь с 22 на 23 сентября. С целью маскировки на крейсере вновь установили фальшивую дымовую трубу. Подойдя к Мадрасу, команда «Эмдена» с удивлением заметила, что береговые огни ярко горят и маяки работают так, будто война и не начиналась. Немцев здесь явно не ждали. Развернувшись правым бортом к берегу, «Эмден» включил боевые прожектора, «нащупавшие» высокие нефтяные цистерны на берегу. Орудия крейсера открыли огонь с расстояния 3000 м. После нескольких залпов нефть в цистернах загорелась, ярко освещая всё вокруг. Погасив прожектора, немцы продолжили стрельбу. Береговая батарея Мадраса открыла ответный огонь, но, сделав всего 9 выстрелов, замолчала, так как больше не видела своей цели. На «Эмдене» наблюдали падение трёх снарядов, лёгших довольно близко к нему. Решив больше не испытывать судьбу, Мюллер приказал прекратить стрельбу и отвернуть в море. Орудия «Эмдена» успели сделать 130 выстрелов.
Горящее нефтехранилище в Мадрасе
Эффект от обстрела оказался весьма значительным. В нефтехранилищах сгорело 5000 т нефти, но главным результатом стало даже не это. Как и рассчитывал Мюллер, в Мадрасе началась паника, белое население города бросилось бежать вглубь страны, не веря, что власти способны защитить их от неуловимого корсара. Стоимость страховки перевозимых грузов взлетела до небес, а капитаны отказывались выходить в море, пока им не гарантируют полную безопасность. Словом, эффект от обстрела Мадраса превзошёл все ожидания, сделав Мюллера самой знаменитой персоной во всей в Азии.
Действия у Цейлона
Уходя из Мадраса, «Эмден» на некоторое время включил ходовые огни и двигался в северном направлении, чтобы сбить с толку противника. На самом деле, в планы Мюллера входило посещение района к югу от Цейлона, где было оживлённое судоходство. Вскоре немцам опять улыбнулась удача – 25 сентября они потопили пароходы «Кинг Лад» и «Тимерик». На следующий день был остановлен пароход «Грейфевелл», шедший в балласте (позднее на него пересадили пленных и отпустили). 27 сентября была поймана очередная жертва – ею оказался угольщик «Буреск» с 6500 т превосходного угля для английского флота. Теперь о запасах топлива можно было не беспокоиться в течение долгого времени. Следующими жертвами оказались пароходы «Рибера» и «Фойл».
После столь удачного крейсерства было решено отпустить опустевшую «Маркоманию» на встречу с «Понтопоросом», с которого нужно было перегрузить уголь, заплатить команде и отпустить греческое судно с миром. По плану Мюллера, после этого «Маркомания» должна была направиться в один из голландских портов, взять запасы продовольствия и воды для «Эмдена» и встретиться с ним в начале ноября в условленном месте. Роль основного судна снабжения всё это время должен был играть «Буреск».
Попрощавшись с «Маркоманией» (никто тогда не знал, что навсегда), «Эмден» отправился на юг, к архипелагу Чагос. 9 октября, никого не встретив по пути, крейсер прибыл в Диего-Гарсия, главный порт этого архипелага. Мюллер решил, пользуясь удалённостью этого места от судоходных линий, очистить днище «Эмдена» от водорослей, заняться мелким ремонтом и дать команде время для отдыха. Сложность ситуации заключалась в том, что эти острова принадлежали Англии. Однако в порту Диего-Гарсия, не имевшем радиостанции, до сих пор не знали о том, что началась война. Мюллер не стал уведомлять об этом местного губернатора и любезно принял того на борту своего крейсера. В знак своего дружеского расположения губернатор прислал на «Эмден» запасы свежих продуктов, а германские моряки починили его сломанный катер. 10 октября «Эмден» и «Буреск» ушли из Диего-Гарсия. Как оказалось, чутьё вновь не подвело Мюллера – вскоре после ухода немцев в порт пришёл британский броненосный крейсер «Хемпшир». Каково же было удивление его капитана, когда он узнал, что совсем недавно здесь гостил германский крейсер! Очевидно, губернатор острова был удивлён не меньше, поняв, что помогал врагу, сам того не зная.
Из радиоперехвата Мюллер знал, что англичане не ждут его в том районе, который он недавно покинул. Поэтому немцы решили опять вернуться на север, в район между Цейлоном и Аденом. И вновь охотничье чутьё не подвело Мюллера: с 16 по 19 октября «Эмден» захватил семь призов. По уже сложившейся традиции одно судно было отпущено с экипажами других судов, ещё одно («Эксфорд») стало использоваться в качестве угольщика, а остальные немцы потопили.
Вдоволь поохотившись в очередной раз, Мюллер решил направиться к берегам Малайского полуострова, планируя напасть на британский порт Пенанг и застать там врасплох торговые суда или какой-нибудь военный корабль союзников. Подробнее о дерзком нападении «Эмдена», состоявшемся 28 октября, можно узнать, прочитав статью «Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга». Здесь лишь кратко упомянем о том, что в результате удачной ночной атаки немцам удалось потопить русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Мускэ» без каких-либо потерь и повреждений со своей стороны. Слава Мюллера и его корабля взлетела до небес.
Последний бой
После удачного нападения на Пенанг Мюллер решил уничтожить британскую станцию телеграфной и кабельной связи на Кокосовых островах, чтобы разорвать прямую связь между Индией и Австралией. Рано утром 9 ноября «Эмден» подошёл к северной оконечности острова Дирекции, на которой располагалась станция. По неизвестной причине всегда осторожный Мюллер нарушил радиомолчание и вышел в эфир, вызывая на связь угольщик «Буреск». Поймав неизвестный сигнал, английские телеграфисты решили проверить, что происходит на рейде. Выглянув в окно, они обнаружили неизвестный военный корабль, стоящий у входа в гавань, и незамедлительно вышли в эфир с сигналом SOS. Мюллер рассчитывал на внезапность появления «Эмдена», что позволило бы ему беспрепятственно высадить на остров десантную партию, уничтожить станцию и успеть уйти до того, как там появится какой-нибудь британский военный корабль, вызванный на помощь. Увы, «лимит везения», отпущенный «Эмдену» и его команде, иссяк. Мюллер не знал, что как раз в это время неподалёку от Кокосовых островов проходил крупный конвой с солидным прикрытием из боевых кораблей. Из его состава был выделен австралийский крейсер «Сидней» под командованием капитана Джона Глоссопа, который направился к острову, чтобы узнать, чем вызваны сигналы SOS. Чтобы добраться до места назначения, ему требовалось около двух часов хода на максимальной скорости.
Австралийский крейсер «Сидней»
Между тем с «Эмдена» спустили три шлюпки с десантной партией численностью в 50 человек. Возглавил её старший помощник лейтенант фон Мюкке. Большего количества людей Мюллер выделить не мог, поскольку часть команды находилась на захваченных угольщиках (впрочем, на острове не ожидалось серьёзного сопротивления). Вскоре мачта с развевавшимся на ней британским флагом рухнула, что означало захват радиостанции. Теперь нужно было дать десанту время на уничтожение оборудования.
Около 9 часов утра немцы увидели столб дыма, быстро приближавшийся к острову. Поначалу на «Эмдене» думали, что это идёт вызванный ими «Буреск», однако вскоре сигнальщики разглядели четыре трубы и две наклонные мачты. После трёх месяцев охоты англичанам всё-таки удалось настичь «Эмден», причём по чистой случайности, а не благодаря усилиям по его поимке.
На часах было 9:15. Несмотря на то что десант был немедленно отозван, времени ждать его возвращения уже не оставалось. «Эмден» спешно снимался с якоря, разводя пары во всех котлах. Приближающийся корабль сначала был опознан как крейсер типа «Ньюкасл», хотя на самом деле «Сидней» принадлежал к гораздо более сильному классу крейсеров типа «Чатэм». Он был крупнее и быстроходнее «Эмдена», куда лучше вооружён и защищён – словом, по всем параметрам превосходил своего противника. В бортовом залпе англичане могли задействовать пять 152-мм орудий (вес бортового залпа – 205 кг), против пяти 105-мм орудий у «Эмдена» (вес бортового залпа – 72 кг). Мюллер мог рассчитывать лишь на выучку своих комендоров и удачное попадание, которое вывело бы австралийский крейсер из строя до того, как он успел бы уничтожить «Эмден».
Фрегаттен-капитан Карл фон Мюллер (слева) и
капитан Джон Глоссоп (справа)
В 9:40 немцы дали первый залп с дистанции около 10 000 м – снаряды легли всего в сотне метров от «Сиднея». Вторым залпом немцам удалось добиться накрытия и, по словам австралийских офицеров, следующие 10 минут «Сидней» находился под очень плотным и метким огнём. Следующий залп дал попадание, однако снаряд прошёл сквозь мостик и носовой дальномерный пост, не взорвавшись. Если бы он взорвался, то, вполне возможно, что погибли бы командир «Сиднея» и артиллерийский офицер, находившиеся на мостике.
Через несколько минут немецкие снаряды уничтожили и кормовой дальномерный пост. Стало казаться, что удача вновь улыбнется немцам. Вскоре снаряд восьмого залпа взорвался рядом с одним из орудий на борту австралийского крейсера. Взрыв поджёг пороховые заряды, лежавшие рядом, и вывел из строя расчёт орудия. Последний снаряд, попавший в «Сидней», разорвался в шахте подачи боезапаса. Опять загорелись пороховые заряды, и если бы огонь проник в погреб, австралийский крейсер взлетел бы на воздух. Но корабль и его экипаж спасла храбрость юнги Тома Уильямсона, сумевшего потушить пожар (позднее он будет награждён за это Крестом Виктории). Всего «Сидней» был поражён пятнадцатью снарядами, из которых взорвались лишь пять. Потери австралийцев составили 3 убитых (ещё один тяжелораненый скончался после боя) и двенадцать раненых. Все повреждения были получены австралийским крейсером в начале боя, поскольку после того, как «Эмден» начал в свою очередь получать попадания, точность и скорострельность его стрельбы резко упала.
«Сидней» готовится открыть огонь. Кадр из художественного фильма
«The Exploits of Emden» (в главной роли – сам «Сидней»)
Оправившись от полученных попаданий, австралийцы открыли огонь. Несмотря на потерю обоих дальномерных постов, уже третьим залпом они добились двух попаданий, уничтоживших радиорубку и одно из носовых орудий «Эмдена». Далее попадание следовало за попаданием, методично разрушая немецкий крейсер. Вскоре на нём были уничтожены оба дальномера и переговорные трубы, с помощью которых передавались команды к орудиям. Носовая дымовая труба была перебита у основания и свалилась за борт. Огонь немцев значительно ослабел, и больше им не удалось достичь ни одного попадания в «Сидней». Вскоре на «Эмдене» упала вторая дымовая труба. Попаданиями снарядов были уничтожены распределительные электрощиты, в результате чего остановились элеваторы, подававшие снаряды к орудиям (теперь приходилось поднимать их вручную). Скорострельность оставшихся орудий резко снизилась. Рулевая машина также вышла из строя, оставив «Эмдену» возможность управляться лишь с помощью машин. Очередное попадание вызвало взрыв боеприпасов в корме и сильный пожар, тушить который было практически некому из-за больших потерь в экипаже.
Осознавая, что конец уже близок, немцы решили торпедировать вражеский корабль, однако «Сидней» не подпускал их на дистанцию торпедного залпа, пользуясь превосходством в скорости, а торпедное отделение «Эмдена» вскоре оказалось затоплено. В 10:40 «Сидней» сам выпустил торпеду, однако она прошла мимо противника. Убедившись, что дальнейшее продолжение боя бессмысленно, Мюллер направил свой корабль на скалы островка Норт-Килинг, чтобы спасти оставшихся в живых членов экипажа. На часах было 11:15.
Вид с носа на баковые орудия и разрушенный носовой мостик «Эмдена»
Тем временем на горизонте появился «Буреск». Видя, что «Эмден» больше не оказывает сопротивления, «Сидней» устремился к угольщику. При виде австралийского крейсера немцы затопили своё судно и попали на борт «Сиднея» в качестве военнопленных. Вернувшись к «Эмдену» около 16:00, командир «Сиднея» с удивлением увидел, что на оставшейся мачте продолжает развеваться германский военно-морской флаг. Послав нескольких запросов о том, сдаётся ли «Эмден», и не получив чёткого ответа, «Сидней», по словам его капитана, «с большой неохотой» в 16:30 снова открыл огонь на поражение. В 16:35 немцы спустили кайзеровский и подняли белый флаг, после чего огонь прекратился.
Моряки «Сиднея» на палубе своего крейсера спустя 10 минут после
окончания боя с «Эмденом». Из труб валит густой дым – «Сидней»
спешит на перехват угольщика «Буреск». В правом крыле носового
мостика виден след от попадания снаряда с «Эмдена»
Послав на «Эмден» часть экипажа «Буреска» с лекарствами и водой, «Сидней» опять покинул место битвы и направился к острову Дирекции, чтобы взять в плен вражескую десантную партию. Однако, прибыв туда, немцев на острове австралийцы не обнаружили. Увидев, что «Эмден» проигрывает бой, те не стали ждать, пока на остров пожалуют австралийцы, и успели скрыться, захватив трёхмачтовую шхуну «Аиша». На ней германские моряки отправились в долгое путешествие домой, полное опасностей и приключений, которым позавидовал бы любой роман. Впрочем, это уже другая история…
На следующее утро «Сидней» снова вернулся к «Эмдену». На него был послан парламентёр с запиской от капитана Глоссопа, в которой тот, констатировав беспомощное положение «Эмдена» и полную исправность своего крейсера, предлагал немцам капитуляцию. После этого началась эвакуация германских моряков на борт «Сиднея». Согласно рапорту Мюллера, в бою у Кокосовых островов из команды «Эмдена» погибли 134 человека, а ещё 65 были ранены.
Моряки с «Сиднея» приближаются к сильно повреждённому
«Эмдену», чтобы начать эвакуацию раненых
После боя
Капитан Мюллер и его команда до конца войны просидели в лагере военнопленных на Мальте. В 1918 году Мюллер по причине плохого здоровья был отпущен на родину, где ему предъявили обвинение в потере крейсера. Однако вскоре обвинение было снято, и Мюллер был награждён орденом «Pour le Mérite», а также повышен в звании до капитана-цур-зее. В 1919 году Мюллер вышел в отставку по состоянию здоровья, а в 1923 году умер.
За время своего крейсерства «Эмден» потопил или захватил 23 торговых судна и уничтожил два военных корабля противника. Примечательно, что на захваченных торговых судах в результате его действий не погиб ни один человек. Благодаря этому к «Эмдену» тепло относились тогдашние журналисты, называвшие его «белым лебедем Востока». В честь «Эмдена» были последовательно названы два немецких крейсера и два фрегата, построенных в ФРГ уже после Второй мировой войны. Остов крейсера оставался на камнях острова Норт-Килинг до 50-х годов, пока не был разобран на металл.
С «Эмдена» были сняты все ценные предметы и три орудия. Одно из них сейчас находится в Гайд-парке в Сиднее (на его стволе можно увидеть повреждения, полученные в последнем бою), второе – на военно-морской базе Киттабул, третье – в Австралийском военном мемориале. Из серебряных монет, найденных на борту «Эмдена», была отчеканена австралийская памятная медаль, посвящённая бою у Кокосовых островов, которой наградили всех причастных к этому событию.
Действия «Эмдена» в Индийском океане показывают, что даже небольшой военный корабль под руководством опытного и инициативного командира может добиться очень многого и нанести большой ущерб врагу. С другой стороны, «сколько верёвочке ни виться, конец всё равно будет». Как бы долго ни улыбалась удача, каким бы умелым и опытным ни был командир, рано или поздно он совершит ошибку, и корабль погибнет. Такая судьба в итоге постигла почти все германские рейдеры, боровшиеся с неприятельской торговлей. Тем не менее, память о «белом лебеде Востока» жива в Индии и поныне – на языке одного из небольших племён слово «аmdan» означает ловкого, сильного и хитрого человека.
Список судов, захваченных и уничтоженных «Эмденом»
История приключений десантной группы крейсера «Эмден»
Комментарии (0)