Знакомый парикмахер как-то рассказывал мне свои впечатления от международного конкурса, в котором он принимал участие. Участники из других стран были важными и уверенными в себе. Победитель — колоритный усатый испанец — прямо-таки источал ауру собственного достоинства. По нему сразу можно было сказать: это уважаемый мастер своего дела, который знает себе цену.
Участники из России выступали также вполне прилично, однако выглядели они совсем иначе: дескать, да, стыдно, что мы парикмахеры, но что же поделать, жизнь такая...
К сожалению, не в наших традициях уважать кого бы то ни было — включая самого себя — просто за то, что человек хорошо делает свою работу. Чтобы заслужить в России уважение нужно или добиться каких-то заоблачных высот, или умереть, или, желательно, сделать и то и другое одновременно. Пушкина и Гагарина мы уважаем. Современных поэтов и космонавтов, даже известных — постольку-поскольку. Обычных людей — не уважаем вовсе.
Мне вспоминается характерная история из моего школьного детства. Новая учительница, я уж забыл по какому предмету, сообщила мне: «я буду произносить твою фамилию не как Мака́ренко, а как Макаре́нко. Носить ту же фамилию, что и знаменитый педагог, чей портрет висит у нас в учительской, ты пока что не заслужил».
Та дама в итоге привыкла ставить ударение в моей фамилии на верный слог. Однако с извращённой идеей «школьник недостоин носить фамилию Макаренко» я сталкивался ещё пару раз — это было, видимо, не временное помутнение рассудка у пожилой учительницы, а система мышления, согласно которой школьник, будучи ребёнком, уважения не заслуживает вовсе.
Как-то читатели давали мне ссылку на видео с известным изобретателем Игорем Викентьевым. Он говорил там, что в России наблюдается чудовищный дефицит уважения друг к другу — классическое «ты меня уважаешь» пьяных людей показывает, чего им на самом деле не хватает. Пожалуй, изобретатель прав, это действительно так.
Вернёмся к парикмахерам. Вчера я публиковал истории о покупке квартир. Наибольшее возмущение вызвала история о парикмахере с хорошими заработками — по мнению некоторых комментаторов парикмахер просто не имеет морального права зарабатывать значительно выше среднего, ведь это «всего лишь парикмахер»:
Конечно же, это варварство. Специалист, делающих людей красивыми, безусловно заслуживает уважения: он занимается важным делом, и он имеет полное право высоко ценить свой труд.
Однако, увы, спасибо наследию прошлых времён, ко всем представителям сферы услуг — от продавцов до массажистов — у нас относятся с неприятной снисходительностью. Некоторые специальности при этом стоят в незримой табели о рангах ещё ниже — так, в определённых кругах сотрудников полиции называют не иначе как «мусора», а чиновников именуют презрительным словом «чинуши».
Условно уважают у нас врачей и учителей, однако уважение это имеет яркий оттенок юродства: подразумевается, что порядочный врач и порядочный учитель должны быть нищими или, в лучшем случае, умеренно бедными.
Образ зажиточного специалиста с хорошим банковским счётом и туго застёгивающейся на упитанном животе жилеткой нам, увы, глубоко чужд.
В годы советской власти в сознание общества активнейше внедряли формулу: «бедный — хороший, богатый — плохой». Также в советских книгах и фильмах горячо осуждались «мещане» — простые обыватели, ставящие во главе угла умеренность и пытающиеся «построить коммунизм в отдельно взятой квартире».
Забавный факт, считалось, будто мещане думают только о себе, из-за чего они начисто лишены патриотизма. Сейчас однако явно наблюдается обратная картина: люди, которые не заботятся о себе, о государстве думают не иначе как с ненавистью, как о «вороватых чинушах», которые оскверняют им лифты и платят им маленькие зарплаты.
Некоторые оправдывают отсутствие уважения идеями равенства: дескать, мы пренебрежительно называем президента «презиком» не потому, что мы дикари, а исключительно из-за нашего несгибаемого духа свободы.
Этот аргумент не выдерживает проверки фактами. В той же Швеции, культуру которой я не люблю, с равенством продвинулись куда как дальше, чем у нас. Директора заводов там практически на равных общаются с простыми рабочими, там не принято выделяться из коллектива дорогими вещами, там не вешают занавесок на окна, чтобы не закрываться от окружающего мира.
Однако эти возведённые в культ идеи равенства вовсе не приводят к тому, что простой парикмахер называет короля Швеции «корольком». Идеи равенства приводят к тому, что король Швеции при случайной встрече с рядовым парикмахером общается с ним как с равным.
Стремление тянуть окружающих вниз — до своего уровня или ниже — свойственно человеку. Живущие в центральной Африке «русские жёны» рассказывают, что им очень сложно общаться с многочисленными родственниками мужей, ибо те убеждены, что живущая относительно зажиточно белая женщина заслуживает презрения.
Назовём эти два способа решать проблему уважение «шведским» и «африканским». Шведский путь — мы по умолчанию уважаем всех, начиная от следящего за нашим автомобилем сторожа на парковке. Африканский путь — мы по умолчанию считаем всех вокруг не заслуживающими уважения и стараемся только, чтобы окружающих мы презирали сильнее, нежели самих себя.
Мы, к сожалению, пока что идём по африканскому пути, причём встали на него мы задолго до 1917 года. Полагаю, нам стоит начать работать над собой и переходить потихоньку на «шведский» путь.
Разумеется, это не вопрос вселенской важности, жили мы без уважения очень долго, проживём и ещё несколько десятилетий. Однако находиться среди уважающих себя людей куда как приятнее — ибо они склонны хорошо делать свою работу и воздерживаться от плевков на асфальт, грязной ругани и прочих проявлений бескультурья.
Комментарии (20)