История японского острова Икешима сходна с историей другого всемирно известного покинутого острова — Хашимы: на острове обнаруживают уголь, открывается и процветает шахта, вокруг шахты образуется масштабный жилой посёлок со всей социальной инфраструктурой, а после закрытия шахты жители разъезжаются — и посёлок оказывается заброшен. Только вот Хашима (чаще называемый по прозвищу Гунканджима, означающему "крейсер" из-за плотной застройки острова и схожести очертаний с военным кораблём) покинут очень давно и полностью, поэтому его нынешнее состояние чрезвычайно "постапокалиптично" и на фотках выглядит откровенной разрухой.
Чего не скажешь об Икешиме — здешняя шахта проработала вплоть до 2001 года, а международный шахтёрский учебный центр действовал еще десять лет после этого. Из нескольких тысяч жителей на острове продолжают жить примерно полторы сотни, плюс регулярно наведываются немногочисленные туристы. Для этих немногих на острове действует кафе с магазином, общественная баня, вендинговые автоматы с газировками и — самое главное — регулярное морское сообщение с основной японской территорией.
В обзорах от ralphmirebs показано многое с этого острова — в общем-то, практически всё, кроме самой шахты.
Я решила исправить ситуацию и показать вам шахту, а также некоторое количество техники на поверхности :)
В общем-то, шахта на острове возникла не сразу — сначала добыча велась открытым способом. Остров представлял из себя гору, которая постепенно оказалась срыта полностью и даже немного глубже уровня моря, превратившись в карьер. Когда поддержание сухого карьера ниже отметки уровня моря стало нерентабельно, карьер соединили с океаном, превратив в бухту, а уголь взялись добывать в шахте — которую, видимо, проще откачивать от воды, чем карьерную яму.
На спутниковых снимках или на любой фотке острова с воздуха можно видеть как раз ту самую бухту, в которую превратился карьер
Что касается шахты, то основная часть выработок была также расположена ниже уровня океана. Соответственно, с закрытием шахты и отключением насосов всё накопанное оказалось затоплено (а накопали там очень глубоко и жирно, судя по найденным схемам, на несколько уровней вниз и даже за пределы территории острова — у одного из штреков была построена вентиляционная шахта на небольшом островке по соседству!).
Всё — да не совсем.
Одна небольшая выработка проходит на высоте 5 метров над уровнем моря (штольня выходит практически на пляж) и потому избежала затопления. На время функционирования учебного центра в этой выработке была создана учебно-демонстрационная экспозиция шахтной техники и всякого разного шахтёрского оборудования для студентов.
После того, как последний студент покинул данное заведение, экспозицию было решено превратить в музей угледобычи. Но так как туристы приезжают туда не особенно часто, постоянно действующей билетной кассы у этого музея нет. Для его посещения нужно куда-то заранее записываться и платить довольно внушительную сумму денег, а затем приезжать чётко по договоренности и осматривать выработку в некоем сопровождении. Сложная схема, согласитесь?
Нашему лазающему коллективу показалось проще отыскать способ залаза в этой музей и посетить его тихонько, ничего не ломая, никого не тревожа, но и не предупреждая (и не тратя лишнее бабло, т.к. поездка в Японию сама по себе достаточно накладна). К слову, в музее есть стенды с информацией по истории шахты — и даже с аэрофотками острова на времена, когда карьер ещё был карьером, а не бухтой с пристанью
Сама по себе выработка довольно небольшая — менее километра
длиной, если мне не изменяет память, с парой ответвлений, идущих
параллельно.
Внутри сохранились рельсы, крепи стен, вентиляционные рукава и море кабелей
Отделка стен разная — есть даже такие вот плиточки.
Где-то потолок течет, и выработку защитили от протечек такими вот матрасами
Выставка техники местами отделена от деревянного настила столбиками с тросами.
Здесь вот еще немного фоток, неожиданно белый пиджак и набор шахтёрских аксессуаров
Собственно, техника представлена не особенно обширным ассортиментом
А тут мог бы сидеть кассир, продающий билеты в музей
Фонари, рации, газоанализаторы и прочие нужности
Колодец из бревен
Какой-то механизм укрепления свода на подпорках из того колодца
Разнообразные взрывозащищенные соединения кабелей
Яркая желтая копалка-комбайн. Проходческая машина, как-никак!
Забой
Развилка и дощатый настеленный пол
Двигаемся по одному из ответвлений и приходим к следующему экспонату
Такая вот пепяка и гидравлическая передвижная крепь
Кусок угля
Направо уходит еще одна отвилка — именно здесь раньше был наклонный спуск в шахту ниже уровня океана
Закономерно затоплено
Двигаемся по выработке в ту сторону, где нас должен ждать выход на поверхность
Состояние выработки какое-то не-японское — грязища, сырость и лютая ржавота
Долго ли, коротко, — мы наконец дошли до выхода на поверхность
Вот он!
Наклон выходит на улицу не в открытую, а изнутри ангара
В ангаре устроены конвейеры и перегруз руды
С помощью моторов всё добытое в шахте поднималось по конвейеру наружу
И отправлялось по этим конвейерам далеко-далеко на обогатительную фабрику, расположенную на этом же острове
Жгучая шахтёрская химия
Схема выработок (тех, которые не затоплены)
Трансформаторы?
Таблички на трех языках — чтобы поняли не только японские шахтеры, но и импортные (вьетнамцы и индонезийцы)
Ну а мы решили не ходить по конвейеру (т.к. видели, что он в
каком-то моменте обрушен) и отправились по улице в ту сторону, откуда
пришли по подземной части объекта
Проходим мимо множества сарайчиков с различным барахлом внутри — здесь вот запасные вентрукава
Приходим к одному из копров — железо очень плохо себя чувствует, лазить наверх опасно
Заглядываем в лебёдочную
Идём дальше и приходим к очень красивым вентиляционным установкам
В здании за вытяжками размещена другая масштабная лебёдочная
Обстановка внутри типично японская — вроде бы и легкий бардак, но при этом всё на местах
Кабинеты и коллекция кубков
А также коллекция японских комиксов!
Ангар по-соседству
Выходим наружу и двигаемся дальше вдоль рельс — наша задача отыскать и посетить депо
А вот и оно!
Роскошный шахтный поезд, да не один! Вероятно, перед затоплением
шахты японцы выкатили часть техники из выработок наружу, а то жалко
было бы оставить
Локомотив аккумуляторный
И пассажирские вагоны
Рядом техника для проходки и обслуживания шахты
Некий технический поезд
Здесь тоже места для пассажиров, но без крыши
И всякие агрегаты в других вагонах
Сквозной пассажирский вагон
Картинки
На остаток дня у нас было задумано посещение обогатительной
фабрики, но мы умудрились не успеть до заката, лазая по кустам в поисках
беспалевного входа. Как оказалось, беспалевнее всего было бы зайти
через главные ворота... Та часть зданий фабрики, которую успели
посетить, встретила нас наглухо ржавым железом, не позволяющим
осматривать обогатительный комплекс
Вообще, удивительное по атмосферности место — отличные дороги,
по которым никто не ездит, десятки жилых домов, в которых никто не
живёт...
И бесконечный океан вокруг (хотя местами видны небольшие островки)
На этом всё. Закончу свой обзор туманной фоткой памятника детям шахтёров :)
Комментарии (0)