"Двенадцать" вместо "пятерки"
В педагогическом сообществе живо обсуждают возможность отказа от 5-балльной системы отметок в школах и переход на 12-балльную. О возможных переменах заявили заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев и руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Эта новость потрясла тех, кто так или иначе связан с образованием: неужели придется попрощаться с привычными «пятерками» и «четверками», которые существуют аж с 1937 года? В Рособрнадзоре нас уверили, что переход на новую шкалу отметок в школе — это всего лишь тема для дискуссии.
фото: Алексей Меринов
Сейчас школа вправе самостоятельно выбирать способ выставления отметок учеников — и почти все используют традиционную 5-балльную шкалу. В тех школах, где все-таки применяют инновации, в аттестате результаты все равно переводят в привычные «пятерки» и «четверки». В настоящее время многие учителя не владеют техникой инновационного оценивания, их нужно этому обучать.
— Я категорически против того, чтобы менять существующую систему отметок, — говорит учитель начальных классов одной из подмосковных школ Мария Седова. — Во-первых, я уже привыкла к 5-балльной шкале, уже знаю, что поставить ребенку, каким-то внутренним чувством. Это приходит с опытом. Многие молодые учителя часто завышают или занижают отметки. При переходе на 12-балльную придется переучиваться, изучать инструкции, наверняка потребуют новые отчеты о работе этой системы. А когда это делать? Во-вторых, дети привыкли уже получать традиционные отметки, и введение новой системы может просто сбить у них ориентиры. Родители тоже будут недовольны, так как не смогут понимать уровень знаний своих детей, ведь они когда-то учились тоже по пятибалльной шкале…
Однако другие преподаватели готовы принять нововведения на ура.
— Я в 90-е годы училась в Мадридском университете, — говорит директор школы №1252 имени Сервантеса Ирина Анурова. — Там была 100-балльная система отметок, и мне она очень нравилась. Она позволяла гораздо точнее оценить уровень знаний учеников. Например, когда ставишь ребенку «пять с минусом» — это же не твердая «пятерка», а почти «четверка». Но школьник приходит домой и говорит, что у него высший балл, — хотя ему нужно еще немного подтянуться. Если бы была 12-балльная система, ему бы поставили отметку, которая бы соответствовала его знаниям. А бывает и так: когда учитель видит слезы в глазах ребенка, он может ему поднять балл — например, поставить «четыре с минусом», что по факту является «тройкой». Поэтому дети, которые учатся по-разному, сейчас могут иметь один и тот же балл. Это неправильно. Учителя готовы к тому, чтобы перейти на 10- или 12-балльную систему, и сложностей при оценивании в этом случае у нас никаких не возникнет.
— В нашем лицее при РГГУ, где я раньше преподавала, и в самом вузе, где я работаю сейчас, 100-балльная система отметок, — говорит заведующая кафедрой медиаречи Евгения Басовская. — Это очень удобно. Когда я начинала вводить эту систему в лицее, в ней не было высшего балла. Ребенок мог набрать любое их количество — хоть 145. За каждое задание я ставила определенные баллы: за сложное — больше, за простое — меньше. Потом я поняла свою ошибку: высший балл должен быть, чтобы дети знали, к чему стремиться, и чтобы не было такого, что ребенку кажется, что он набрал много — допустим, 100, а его товарищ набрал 110, к примеру, и обошел его. Дети в школах очень честолюбивы, и всегда присутствует соревновательный момент.
По словам Евгении Басовской, 100 баллов она делит на «отлично» — это шкала от 83 до 100, «хорошо» — от 65 до 82, и «удовлетворительно» — ниже 62 баллов. Ее студенты, набравшие баллы в течение семестра, могут не приходить на экзамен: отметку она ставит автоматом, что экономит время как педагога, так и ребят.
— В дипломах у выпускников все равно будет указано «отлично» или «хорошо» по всем предметам, — продолжает эксперт. — Однако, получая в течение семестра баллы, они могут вести свой рейтинг, внести его в свое портфолио и показывать работодателю при трудоустройстве. К сожалению, школьные учителя консервативны. Приживется такая инициатива или нет — сказать трудно. Главное, чтобы на педагогов в школах не навалили новую бумажную работу и не заставили отчитываться за каждый балл…
Насколько реально введение 12-балльной системы, мы спросили директора Центра социально-экономического развития школы, доцента ВШЭ Сергея Косарецкого:
— Сейчас большое внимание уделяется внутришкольному оцениванию. В этом смысле 5-балльная система или 12-балльная — это формальный параметр, который нас не беспокоит. Оценка должна быть инструментом обратной связи.
С начала 2000-х годов получил свое развитие метод формирующего оценивания: учитель может в разной форме давать ребенку информацию о его знаниях — в устной, в письменной; ребенок сам может оценить себя для понимания того, насколько он продвигается в освоении того или иного навыка. Это является мотивирующим, поддерживающим и ориентирующим ребенка критерием. Такая оценка не должна травмировать за счет сопоставления с другими, то есть ребенок оценивается по отношению к своему движению.
Немного странно, что дискуссия фокусируется вокруг баллов, так как в связи с проектом цифровой школы говорится, что в будущем уже станут внедряться методы оценивания, основанные на искусственном интеллекте. Будут оцениваться и эмоциональное состояние ребенка, и его предыдущий опыт за счет накопленной информации.
КСТАТИ
Сейчас во Франции используют 20-балльную систему отметок, в Японии — 100-балльную, а в Германии — 6-балльную, где единица является высшим баллом.
Комментарии (1)