Как производители подделывают яйца, мясо и другие продукты
Все известные нам продукты — от молока и вина до мяса, специй, овощей и даже яиц — можно подделать. И подделывают. А мы потом едим. Пара учёных-гиков — Ричард Эвершед и Никола Темпл — провела масштабное расследование
Курицы не было
Птичье яйцо — идеальная система, которая содержит все необходимые вещества для развития новой жизни или, в менее удачном случае, для пропитания всякой живой твари. Яйцо формируется в организме самки за 25 часов.
<...>
А теперь представьте себе, что вы в состоянии воссоздать весь процесс образования яйца в домашних условиях при помощи нехитрых ингредиентов, которые можно купить в интернете. Это займёт у вас не больше времени, чем требуется курице.
Для начала берём альгинат натрия. Он производится из бурых водорослей и при соединении с водой образует вязкий гель. В пищевой промышленности его используют в качестве загустителя; это он образует желеобразные сгустки, которые вы видите в кошачьих консервах. Итак, добавьте к альгинату натрия воду и перемешивайте в течение полутора часов. Теперь всыпьте немного желатина... Самое время добавить бензоат натрия и квасцы — и то и другое широко используется в качестве консервантов...
Теперь положите немного базовой смеси в отдельную миску и добавьте краситель. На этикетке должно значиться «жёлто-оранжевый», «куркумин», «солнечный закат» или вроде того. Желток готов!
После этого налейте ещё немного базовой смеси в пластиковую форму, переложите туда же желток и снова погрузите форму в раствор хлорида кальция, чтобы стабилизировать полученную модель. И наконец, аккуратно поместите нашу заготовку в смесь расплавленного парафина и гипсового порошка (алебастра) — и вокруг яйца образуется превосходная скорлупа…
Ну а потом раскладываете их в картонные упаковки, продаёте на рынке и получаете в два, а то и в четыре раза большую прибыль, чем традиционное птицеводческое хозяйство. Ах да, и ещё приятный пустячок в довесок: остатки базовой смеси можно окрасить в зелёный или фиолетовый цвет, плеснуть немного (пару капель, не больше) сока — и вот у вас готов искусственный виноград. Курице такое и не снилось!
Искусственные яйца придумали в Китае в середине 1990-х, и они до сих пор продолжают периодически появляться то тут, то там. Подделки настолько убедительны, что люди готовят и едят их как ни в чём не бывало. В интернете полно информации о том, как отличить фальшивые яйца от настоящих (подсказка: у искусственных не бывает подскорлупной оболочки — тонкой плёнки прямо под скорлупой). О пользе или вреде таких яиц для здоровья известно немного: все ингредиенты широко используются в пищевой промышленности, но далеко не в тех количествах, которые требуются для создания искусственных яиц.
Изготовление яиц из химических ингредиентов может служить каноническим примером мошенничества в пищевой промышленности. Это умышленное изготовление правдоподобной копии реального продукта с одной-единственной целью: обманом продать подделку доверчивому покупателю ради собственной наживы. Впрочем, переработка пищевых продуктов для создания имитации — вполне обычное дело. Кто из нас не сталкивался с соевыми продуктами, которые по своему виду и вкусу практически идентичны сыру? А крабовые палочки, которые на самом деле изготавливаются из измельчённой рыбы с применением красителей и ароматизаторов?
Почему мы на это ведёмся
Фальсификация продуктов — лишь один из способов обмануть потребителей, хотя и наиболее распространённый.
Продукты, срок годности которых уже истёк, маркируются новым сроком годности и поступают в продажу. Побочные продукты животноводства проходят переработку и возвращаются в цикл производства еды. Надписи на упаковках намеренно вводят покупателей в заблуждение относительно страны происхождения или вида продукта, чтобы заставить заплатить более высокую цену. Ложная информация может касаться и способа производства продукта: о яйцах пишут, что их снесли свободно гуляющие куры, практически о любом продукте — что он органический, а о лососе — что он дикий, а не выращенный в рыбоводческом хозяйстве. Все эти незамысловатые способы обмана приносят кому-то в цепи производства продуктов лёгкие деньги, которые не так-то легко достались покупателям.
<...>
В современных продуктах содержится столько искусственных ароматизаторов, что это не может не оказывать влияния на наши пищевые предпочтения. Ребёнок, который привык к клубничному ароматизатору в мороженом, конфетах, жевательной резинке, молоке, сухих завтраках и бог знает каких ещё продуктах, имеет пока возможность попробовать настоящую клубнику. Но вполне вероятно, он предпочтёт фальшивый клубничный вкус, на котором вырос. Ведь он гораздо ярче, чем вкус настоящей клубники, намного полнее и оставляет более долгое послевкусие. А теперь представьте, как подобные вещи влияют на наши представления о натуральной еде и её вкусе.
Если вы когда-нибудь покупали или пекли сами настоящий хлеб, то знаете, что хлеб не может храниться целую неделю, не черствея и не покрываясь плесенью. Продающийся в магазине хлеб промышленного изготовления содержит консерванты, а кроме того, он обработан противогрибковым средством, чтобы дольше оставаться свежим. Едва ли можно считать это мошенничеством. Скорее это мера по спасению еды от мусорного ведра. Но тут важно понять одну вещь: мы настолько привыкли к различным манипуляциям с нашей едой, что уже даже не осознаём этого.
<...>
Широко распространено заблуждение, что люди имеют слабое чувство обоняния. По сравнению с другими животными наши носы относительно невелики и в них меньше рецепторов. И тем не менее поведенческие тесты доказывают, что мы способны распознавать запахи не хуже, а может, даже и лучше многих других млекопитающих. В том, что касается различных отдушек, мы даже можем дать фору собакам.
Трихлоранизол — натуральное соединение, которое может придавать вину привкус пробки или плесени, — распознаётся некоторыми людьми при содержании несколько частиц на триллион. Так что с нашим носом все в порядке, просто нужно научиться им пользоваться — провести тонкую настройку, если угодно. Все мы, от членов правительства до рядовых потребителей, должны взять на себя ответственность по пресечению пищевого мошенничества. Но винить в преступных действиях можно только самих преступников. Лучшее, что мы можем сделать, — вооружиться знаниями и, по возможности, инструментами, которые позволят нам стать менее уязвимыми для мошенничества.
Профессор Лиза Джек, руководитель Группы по борьбе с пищевым мошенничеством (Food Fraud Group) при Портсмутском университете, провела аналогию с деятельностью полиции. Даже если у нас в районе имеется полицейский участок, мы все равно закрываем дверь, уходя из дома, и принимаем меры предосторожности против воров. С пищевым мошенничеством все должно обстоять точно так же.
Гниль, которую размножил Пит
Опарыш Пит — один из прославленных мошенников, занимавшихся фальсификацией мяса в Великобритании. Настоящее его имя — Питер Робертс. Первым бизнес-проектом Робертса была ферма по разведению опарышей, которая и наградила его столь неблагозвучным прозвищем. Затем в поисках более выгодного занятия он открыл птицебойню — Denby Poultry Products в Дербишире, а для увеличения прибыли стал изготавливать корма для домашних питомцев из отходов основного производства. Но тут ему пришла в голову ещё более заманчивая мысль: возвращать отходы производства обратно в пищевую промышленность.
Помимо относительно безопасных отходов — к примеру, животных, не подходящих для употребления в пищу по эстетическим причинам, — Робертс начал брать у других боен больную и загрязнённую опасными веществами птицу. Многие из особей, попавших к нему таким образом, умерли по неустановленным причинам и могли оказаться переносчиками заразных болезней. Бойни платили около £80 за тонну тому, кто готов был забрать, вывезти и уничтожить подобные опасные отходы, и, когда Робертс стал предлагать ту же услугу по £25 за тонну, от желающих не было отбоя. Затем рабочие на его заводе отрезали ненужные части, обмывали птиц отбеливателем, чтобы смыть слизь и пятна, после чего упаковывали их и продавали в больницы, школы, рестораны и популярные супермаркеты.
В 1995–2001 гг. Робертс и его команда вбросили в систему поставок продовольствия почти полмиллиона килограммов контрафактной птицы и обзавелись обширной базой примерно из 600 клиентов. За шесть лет эта деятельность принесла руководителям компании около £1 млн.
Глава, после которой хочется стать вегетарианцем
Летом 2014 года в скандал с испорченным мясом оказалась замешана компания McDonald’s. После того как журналист, работавший под прикрытием, рассказал об антисанитарных условиях переработки мяса в компании Shanghai Husi Food Co., она подверглась тщательной проверке. Расследование выявило, что компания занималась переработкой и продажей с новым сроком годности просроченной говядины и курицы. Затем эти продукты поставлялись в рестораны McDonald’s, Papa John’s, Burger King, Starbucks, KFC и Pizza Hut в Китае, а также в японский McDonald’s, где доля контрафакта составляла около 20%. Японские филиалы немедленно отказались от импорта мяса из Китая, введя в своё меню варианты «Макнаггетс», приготовленные из рыбы и тофу.
<...>
По оценкам Агентства по пищевым стандартам, как минимум 40% покупателей готовы употреблять в пищу просроченные продукты. И, как и в других сферах жизни, некоторые люди более азартны, чем другие. Руководствуясь стремлением сэкономить, верой в первобытную диету или нежеланием выбрасывать стейки, завалявшиеся в дальнем углу холодильника, эти люди каждый день употребляют в пищу продукты с истекшим сроком годности. Разумеется, они сами принимают такое решение. Мошенничеством это становится тогда, когда людей лишают возможности самостоятельного выбора.
<...>
В сентябре 2013 года полиция конфисковала 20 т свинины, замаскированной под говядину, с завода на северо-западе Китая. Не фарш, не сосиски, даже не тонко нарезанные ломтики «баранины» — целые куски свинины, которой придали вид говядины! Кто бы поверил, что такое возможно! К свинине добавляли экстракт говядины и глазирующий агент и оставляли так на полтора часа. При термической обработке такое мясо приобретало тёмный оттенок, характерный для говядины, вместо светлого, свойственного свинине. Оно могло даже пахнуть говядиной благодаря говяжьему экстракту. Хотя обмануть людей при покупке цельного куска мяса сложнее — как выясняется, и это вполне возможно.
Что едят дети
В 2008 году около 52 000 китайских детей были госпитализированы из-за употребления фальсифицированного молока и сухой молочной смеси. Они подделывались путём добавления азотистого органического соединения, меламина. Шестеро детей погибли. И тем не менее соответствующий запрос в Google выдает в четыре раза меньше результатов, чем запрос «измена Эштона Кутчера». Это наводит на мысль, что наше общество гораздо больше интересуется неподтвержденными интрижками знаменитостей, чем преступлением, которое оказало непосредственное влияние на жизнь и здоровье тысяч людей (включая невинных младенцев!) и в которое был замешан один из крупнейших торговых партнёров США. Говорит ли это о нашем ненасытном любопытстве к жизни знаменитостей или о нашем полном равнодушии к тому, что мы едим? Скорее всего, и то и другое...
<...>
В выпуске The New York Times от 29 апреля 2004 года появился репортаж о том, что сотни родителей, проживающих в китайском городе Фуян, неумышленно покупали контрафактные смеси для детского питания, где питательные вещества были заменены сахаром и крахмалом. В результате у детей развилась аномалия, которую местные назвали «болезнь большой головы». Дети охотно ели смесь — разумеется, ведь больше им ничего не предлагали — и быстро наедали щёки, которые родители принимали за признак здоровья. Однако из-за низкого содержания белков и питательных веществ организм развивался неправильно. При нехватке ресурсов организм направляет все доступные питательные вещества в мозг и жизненно важные органы за счёт остальных частей тела. Около 200 детей, которых кормили этой смесью, на са- мом деле страдали от истощения, а 13 из них были на грани смерти.
<...>
По оценкам различных источников, действия мошенников обходятся пищевой промышленности в сумму от $10 млрд до $49 млрд ежегодно. Эти действия приводят к повсеместному падению цен, и честным игрокам приходится выдерживать конкуренцию с производителями поддельных продуктов. При разоблачении такого продукта встаёт необходимость подвергнуть тестированию и — в перспективе — отозвать огромный ассортимент различных продуктов, компании сталкиваются с глобальным падением продаж, которое в конечном счёте может привести их к банкротству. Инцидент с меламиновым молоком в 2008 г. разорил одну из крупнейших молочных компаний Китая — Sanlu Group Co. Ltd. Более 30 молочных брендов оказались жертвами этого скандала, вынудившего 60 стран отказаться от покупки китайского молока на общую сумму $18 млрд.
Комментарии (0)