Священные курительные трубки считаются общемировым культурным символом народов долины Миссисипи. Известное выражение «раскурить трубку мира» пополнило список крылатых европейских фразеологизмов в первой половине XIX столетия, после выхода в свет серии книг Джеймса Фенимора Купера об отважных кочевниках прерий. В действительности же, история церемониального раскуривания примирительных трубок насчитывает свыше трех тысячелетий.
Индейцы северной Америки применяли этот ритуал в знак установления мира между воюющими племенами и при заключении важных сделок. На священном совете шаман раскуривал трубку мира и выпускал дым сначала вверх, а затем по направлению к четырем сторонам света. Далее калумет поочередно передавался от одного участника соглашения к другому по ходу движения солнца. Считалось, что духи-покровители, привлекаемые запахом курительной смеси, являлись безмолвными свидетелями заключения договора. Нарушить сакральный обет никто из присутствующих не решался, во избежание божественного наказания.
Первое, что постигали в процессе ортодоксального религиозного учения дети северных народов, это всеобъемлющее понимание первостепенности и важности этого ритуального атрибута: «священная трубка — символ вселенной и сердце всех церемоний, головка трубки — голова народа, выбранный для ее изготовления камень — кровь народа, чубук — хребет народа, чаша — рот народа, а дым — его дыхание». Хранители священных трубок обязаны были соблюдать множественные запреты на повседневные деяния, которые были позволительны остальным соплеменникам, однако, они глубоко почитались вождями и назначались главными распорядителями ритуальных церемоний.
Калуметы изготавливались из обожженной глины, речного тростника и различных пород трубочного камня (катлинита, кварцита, аргиллита, сланца). Священные курительные трубки обильно украшались ритуальной символикой в виде гравировки, бисера, разноцветных перьев, лоскутков меха и узорчатых лент. Табак в состав курительной смеси североамериканские индейцы включали редко, чаще использовали травы, кору деревьев и другие растительные компоненты. В религиозной мифологии народов прерий существует легенда о том, что впервые курительную трубку мира индейцам племени Сиу преподнесла Великая богиня в образе белого бизона на берегах священного озера Миль-Лак.
Комментарии (0)