В глубине священных Гималайских гор Индии произошло нечто необъяснимое, разгадку эксперты пытаются найти до сих пор. В течение особенно теплого 1942 года смотритель парка собирал редкие растения на высоте 16 000 футов, когда пришел к озеру Роопкунд. Спускаясь по скалистому берегу, он увидел, что на берегу лежали сотни скелетов с сохранившимися остатками плоти. Кем были эти люди, и что с ними случилось? Чтобы понять эту загадку, мы попробуем объединить науку с мифами и религиозными традициями региона.
Озеро Роопкунд известно как Озеро Скелетов. Оно находится у подножия горы Трисул в дальних северных пределах штата Уттаракханд в Индии. Глубина озера составляет от шести до восьми футов.
Х. К. Мадхвал был первым официальным представителем, сообщившим о скелетах, после того как он столкнулся с ними во время своей экспедиции в 1942 году. Он заметил: «Все это место было завалено множеством человеческих тел. У большинства из них была местами сохранившаяся плоть».
Присмотревшись, Мадхвал и его помощники заметили, что кожаные сандалии на некоторых телах были больше, чем обычно. Такую обувь не носили местные жители. Кроме того, там были бамбуковые палочки, деревянная посуда и зонтики, торчащие из снега. Эксперты не понимали, как тела могли попасть в это озеро.
Прежде чем ответить на главный вопрос — как скелеты попали туда — нужно понять значение Гималаев. Загадка скелетов на озере Роопкунд тесно связана с мистической природой горы Нанда Деви. Эти вершины лежат к северо-востоку от озера и являются частью большого национального парка Нанда Деви. Священная область содержит святыни, расположенные вокруг.
Человеческие останки на озере Роопкунд
Нанда Деви означает «богиня, дающая блаженство», гора получила свое название от самой важной и почитаемой богини в регионе Гархвал в Уттаракханде. Нанда Деви — богиня, спутница бога Шивы, которая «впервые пришла на землю как дочь Химавана, царя Гималаев, и поэтому всегда была связана с горами».
Мифология пронизывает жизнь местных жителей, и в честь богини регулярно проводятся крупные фестивали. Кроме того, ее почитатели совершают опасные паломничества через гору в поисках благословения. Вся область, включая озеро, вызывает глубокое почтение как проявление и воплощение богини Нанды.
Нанда — богиня со множеством лиц и настроений, иногда выражающая гнев, ревность или неуверенность. Согласно поверьям местных жителей, именно ее непостоянный характер привел к появлению скелетов в долине озера.
Святилище богини Нанда Деви в Гималаях
Как гласит легенда, раджа Джасдхавал из Каннауджа и его беременная жена Рани Балампа решили совершить паломничество в Нанда Деви. Они взяли с собой носильщиков, прислугу, ближайшее окружение, пригласили танцоров, развлекающих их в пути, тем самым нарушили неписанные правила благочестивого паломничества. Главное из них гласило, что нельзя брать с собой женщин и детей.
Когда правитель, устав в дороге, попросил девушек потанцевать для него на священной земле, богиней это могло быть расценено как не уважение. Наконец, когда Балампа родила ребенка и запятнала святую землю своей кровью, это стало последней каплей. Разгневавшаяся богиня Нанда Деви толкнула всех танцующих девушек в подземный мир. Затем вызвала сильнейший шторм, обрушивший огромные градины на головы людей и убивший их. Так гласит легенда.
Радиоуглеродный анализ установил возраст скелетов — от 5 до 8 века нашей эры. Изучение ДНК показало, что останки людей можно отнести к двум типам: носильщикам невысокого роста и брахманам. Большинство из них мужчины.
Фотография черепа, обнаруженного на озере: характер повреждения говорит о возможном воздействии града
Причем по генетическим признакам часть из них можно отнести к современному европейскому типу, а других к австроазиатской популяции Гималаев. Выдвигались разные гипотезы причин смерти: от метели до массового самоубийства. Но после подробного изучения останков исследователи пришли к выводу, что это все-таки был град. Градины достигали 7 сантиметров в диаметре. Шансов спастись практически не было.
Разреженный воздух и низкая температура позволили телам неплохо сохраниться. Но так и осталось загадкой, как они туда попали и зачем шли в горы. Версия о религиозном паломничестве кажется наиболее убедительной.
Комментарии (0)