Масаи – полукочевой народ, живущий на юге Кении и на севере Танзании. Переписи населения в этих глухих районах проводить бесполезно: масаи, как и многие другие традиционные африканские племена, бюрократических нововведений сторонятся. Точная численность племени неизвестна, однако по некоторым данным масаи насчитывают примерно 900 000 человек.
По одной из версий, масаи происходят из районов Верхнего Нила, то есть Верхнего Египта, располагавшегося между землями современных Судана и Эритреи. У жителей тех мест масаи заимствовали обычай брить женщинам волосы на голове и выдирать два нижних передних зуба. Вероятно, у римлян, захвативших большую часть Северной Африки, масайские мужчины переняли короткие мечи, сандалии и тоги из красной ткани. Масаи считают себя высшим народом Африки. Их не касаются дела низших племен - луо, кикуйю или каких-то там пришлых европейцев. Издревле они уважали лишь те племена, которые могли оказать им достойное сопротивление.
Начиная с 3 лет их дети пасут скот, а в возрасте 7-8 лет им протыкают мочки ушей осколком рога. Потом дырку расширяют кусочками дерева. Со временем тяжелые украшения из бусин или бисера оттягивают мочки до плеч. И чем больше у масая оттянуты мочки ушей, тем он более красив и уважаем. Количество жен у мужчины-масая зависит от величины его стада. Жен должно быть достаточно, чтобы ухаживать за всеми животными и детьми, носить воду и дрова для очага. Вероятно, поэтому женщины живут намного меньше, чем их мужья, которые, будучи воинами в мирное время, проводят дни в разговорах и странствиях по саванне…
Масаи издревле владели землями в долине Серенгети, в окрестностях кратера Нгоронгоро и Великого Африканского разлома - Рифт Веллей. В давние времена юноша в племени мог считаться мужчиной только после того, как сумел убить копьем льва. Британские и немецкие колонизаторы в Восточной Африке больше всего боялись столкновений с этим племенем. Масаи всегда оказывали им жестокое сопротивление. В XIX и начале XX века они сумели выжить и доказать европейцам права на исконные земли своих предков. Но они не сумели противостоять натиску цивилизации конца XX века…
Имея репутацию самого известного племени восточной Африки, им нелегко бороться против наступления цивилизации. Ещё в XIX веке масаи полностью контролировали саванны и с трудом соглашались на компромиссы с европейцами. Это довольно воинственное племя, живущее охотой и скотоводством, всегда умело за себя постоять. Однако за последнюю сотню лет масаям пришлось потесниться. Европейцы захватили их исконные земли, расширили национальные парки и запретили убивать животных. Еще одна напасть для масаев, как, впрочем, и других местных жителей: распространение мухи цеце, опасного переносчика сонной болезни. Ее эпидемия, как чума в средние века, подкосила племя и привела к значительному его ослаблению. Масаям пришлось смериться с тем, что у них отобрали территории и научиться выживать другими способами. Такой способ вскоре нашелся.
Десятки крупных телеканалов, сотни журналов и ученые со всего мира, изучая и описывая быт масаев, так «раскрутили» племя, что туристы повалили в гости тысячами. Масаи быстро научились этим пользоваться, многие стали исполнять целые театрализованные спектакли для гостей, некоторые занялись производством и продажей незамысловатых украшений. Другие просто-напросто научились жалостливо клянчить деньги.
Из национальных парков масаев тоже заставили уйти. Исключение для этого племени сделали лишь в одном месте: у подножья кратера Нгоронгоро масаи до сих пор живут, пасут свой скот и «стригут» туристов, приехавших на сафари. Масаев посчитали частью того естественного природного и исторического наследия кальдеры, а потому выделили Нгоронгоро из состава национального парка Серенгети и дали ему статус особой резервации.
Наглые и яркие как попугаи, масайские женщины здесь похожи скорее на театральных актрис, разукрашенных специально для туристов. Вообще-то так и есть. Попытка сфотографировать яркую масайку обернется мучительной сценой с заламыванием рук и визгливым щебетанием на мелодичном языке – дай денег! Дело в том, что масаи верят в то, что фотография отнимает их душу, однако душа, по-видимому, обязательно вернется, если фотограф заплатит. Причем фраза «у меня нет денег» не спасет: состроив удивленную и невинную физиономию, масай предложит тебе поменять на симпатичные бусики из бисера твои, например, ни менее симпатичные часики от «Армани». На третий день пребывания в Танзании любой турист выучит главное африканское правило: на масая нужно обращать ровно столько внимания, сколько ты обращаешь на приставучего торговца на переполненном и суетливом Петровско-Разумовском рынке в Москве. Иначе тебя не отпустят.
Еще одна необычная причуда масаев – их традиции относительно домашнего скота. Одно из священных масайских верований говорит, что бог дождя Нгаи дал весь скот мира народу масаев, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаев. Следовательно, украсть корову или козу у другого племени для масаев – не преступление, ибо все коровы мира принадлежат масаям! Эта святая уверенность не раз приводила к серьёзным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою законную собственность».
Основное питание масаев – коровье молоко и кровь. Мясо едят в редких торжественных случаях. А для того, чтобы поесть, но оставить корову живой, существует древний и довольно жестокий способ: сонная артерия коровы протыкается, из раны можно напиться крови. После обеда рана замазывается свежим навозом. Через некоторое время корову можно будет «попить» снова.
Кстати, даже в строительстве жилья косвенно участвует корова, а точнее, ее навоз. Хижины для жилья строят в основном женщины: каркас состоит из веток, сверху ветки обмазываются навозом. Масса засыхает и застывает: хижина готова! Домики получаются круглыми, окон в них нет. В одной масайской деревне обычно пять-семь таких круглых коричневых домиков, окруженных забором из веток или колючих кустарников для защиты от опасных животных. Такие деревушки можно встретить повсюду, по обочинам дорог в северной Танзании.
В масайских семьях царит патриархат и полигамия. Мужчина имеет право иметь столько жен, сколько пожелает. Чем больше жен – тем богаче семья, так как именно жены обеспечивают семью жильем, обедом, пасут скот и растят детей. Мужчина-масай по традиции воин и обязан защищать свое жилище. А потому в мирное время он барственно прогуливается вокруг работающих женщин, в долгих неторопливых беседах с другими соплеменниками-мужчинами обсуждает трудные вопросы о судьбах племени и будущем семьи. Истинный альфа-самец, обернутый в красное клетчатое покрывало, никогда не возьмет в руки рабочий инструмент!
Однако для того, чтобы дорасти до такого привилегированного статуса, нужно немало постараться. Раньше юноша-масай должен был убить льва, чтобы иметь право назваться мужчиной. Еще один способ доказать свою самостоятельность и подтвердить право войти во взрослую жизнь – построить деревню вместе с другими молодыми мужчинами. Через несколько лет жизни в такой деревне мальчики признаются мужчинами. До этого момента юноше категорически запрещалось жениться. Вообще, традиции, связанные с четким разделение возрастных категорий у масаев очень развиты. Становясь ещё старше, члены возрастной категории (поколения) берут на себя управление племенем, а старейшая возрастная категория снимает с себя власть и выполняет другие функции.
Конечно, сейчас старинные традиции соблюдаются лишь в отдаленных деревнях. Львов убивать масаям запретили, сократили территории обитания и научили жить цивилизованно. Такие меры сильно изменили одно из самых ярких племен Африки. Теперь масаи – бренд, который хорошо продается на рынке туристических услуг. Масаи нанимаются охранниками в дорогие отели и стоят с копьями на страже покоя постояльцев. Устраивают костюмированные танцы для туристов, и масайское копье уже не оружие, а выполняет ту же символическую функцию, что и посох деда Мороза.
И только в самых отдаленных уголках южной Кении и северо-западной Танзании живут еще те самые настоящие легендарные масаи, живут бедно и уединенно, бережно храня традиции и память о некогда одном из самых могущественных племен Восточной Африки.
***
В 1885 году на побережье Танзании высадился немец Карл Петерс (ему было тогда 29 лет). Он довольно быстро заключил договоры с вождями 12 племён о протекторате, то есть о переходе их под власть Германии, а в 1888 году взял у султана Занзибара всю прибрежную часть Танзании в аренду на 50 лет, а в 1891 году Петерс объявил о создании имперской колонии Германская Восточная Африка. Немцы хотели превратить Германскую Восточную Африку в свою поселенческую колонию. Они создавали там плантации и возделывали каучуконосы, кофе, хлопок, сизаль. С 1902 года стали строить железные дороги, соединившие прибрежные порты с глубинными районами. К 1914 году число немцев-поселенцев достигло 5,4 тыс.
***
Начало Первой мировой войны застало Восточную Африку врасплох – немцы не имели планов по ее обороне от англичан и португальцев. Губернатор Генрих Шнее попытался было объявить Танзанию «нейтральной» территорией, однако Антанта не признала ее таковой. Командующий колониальными войсками в Восточной Африке – Пауль фон Леттов-Форбек считал, что надо защищать Танзанию. При этом сил у немцев было откровенно мало – около 1,5 тысяч немецких солдат и офицеров, а также до 10 тысяч аскари. С началом войны фон Леттов отдал приказ действовать максимально быстро и применять тактику партизанской войны. К удивлению англичан, немецкие отряды совершили уже в 1914 году ряд успешных налетов на Кению и в области озера Виктория, захватив ряд приграничных городков. Покончить с немцами в Лондоне решили путем высадки сильного морского десанта в танзанийском городе Танга. Одновременно в области Килиманджаро начал наступление 4-тысячный отряд генерала Джеймса Стюарта, а 4 ноября на пляж Танги высадилось до 8 тысяч индийских солдат под командованием британского генерала Артура Атикена. Как известно, немцы проиграли обе мировых войны, но в ходе них они неоднократно демонстрировали высокое качество германской армии, которая не раз громила французов, англичан, русских, не имея никакого численного или даже материально-технического превосходства. Этого удавалось добиться как за счет высокого уровня профессионализма и подготовки солдат и офицеров, так и за счет тактического мастерства командующих немецкими полевыми подразделениями.
Вплоть до начала 1916 года отрядам фон Леттова удавалось полностью удерживать территорию Танзании. В январе 1916 года британцы бросили против него до 60 тысяч солдат, которые начали наступление с трех сторон. У немецкого командования было до 3000 немецких солдат и офицеров (включая ополченцев) и 12 тысяч аскари. Фон Леттов старательно уклонялся от генерального сражения с превосходящими силами противника, стараясь наносить неожиданные и болезненные удары. Тем не менее, большая часть германской армии была вынуждена уйти на территорию португальского Мозамбика, где она нанесла ряд поражений англо-португальским войскам. В 1917 году против отрядов фон Леттова, которого пропаганда Второго Рейха окрестила Львом Африки, действовало уже до 350 тысяч английских, южно-африканских, французских, бельгийских и португальских солдат (большая часть из них были набраны в колониях). Фон Леттов полагал, что благодаря своей борьбе он препятствует переброске этих сил на основной фронт в Европе. В 1918 году фон Леттов сумел вырваться из Мозамбика и занял почти треть территории Танзании. В ноябре 1918 года ему стало известно о конце войны и 25 ноября его части сложили оружие. Всего в ходе Первой мировой войны в Восточной Африке немецкие колониальные войска потеряли до 7 тысяч убитых, а армии союзников, воевавших против фон Леттова – до 45 тысяч солдат и офицеров. Тем не менее, по Версальскому мирному договору, большая часть Восточной Африки отошла англичанам, остальное поделили между собой португальцы, бельгийцы и французы. Бывшие владельцы плантаций в Танзании были разорены войной и многие из них жили затем в Германии в полной бедности. Еще хуже пришлось немецким аскари, которые на своих плечах вынесли основную часть груза борьбы за Второй Рейх – лишь единицы из них получили затем небольшие пенсии от Веймарской республики, а некоторые, которым удалось перебраться в Германию в 20-х годах, закончили свою жизнь в концлагерях, куда их бросили национал-социалисты. В Танзании эпоха немецкого колониализма сейчас оценивается весьма скептично, однако наряду с большим количеством минусов, всегда упоминаются и плюсы: считается, что именно немцы заложили основу инфраструктуры этой африканской страны, а благодаря их унифицированному школьному образованию затем возникла местная интеллигенция, языком которой стал суахили. Герой африканской войны – Пауль фон Леттов, умер в 1964 году в Гамбурге, пережив Третий Рейх и его поражение. Прощальную речь над его могилой сказал Курт фон Хассель – тогдашний министр обороны ФРГ, сын капитана Теодора фон Хасселя, который в 1905 году нанес поражение повстанцам маи-маи под Махенге. Именем фон Леттова в Германии названы несколько улиц, а также две казармы германской армии. После Первой мировой войны Танзания перешла под опеку Британии.
Комментарии (0)