В 1931 году двое молодых американцев — лётчик-любитель Роберт Шиппи и его приятель, специалист в области аэрофотосъёмки Джордж Джонсон — пролетали над горными районами Перу. Вдруг они с изумлением увидели, как внизу, пересекая горные хребты, словно тоненькая бесконечная змейка, извивается загадочное сооружение.Знаменитая чёрная керамикаШиппи направил самолёт на снижение, и вскоре «змейка» превратилась в мощную крепостную стену, протянувшуюся от горизонта до горизонта. Так неожиданно было найдено древнее оборонительное сооружение, названное впоследствии «Великой перуанской стеной». Шиппи и Джонсон смогли установить, что каменная стена тянулась по долине Санта, от отрогов Кордильер до самого океана. Её общая длина составляла 80 километров. Кроме того, стена имела у основания пятиметровую толщину и как минимум такую же высоту.
Руины Чан-ЧанаВ конце 1960-х годов «Великой перуанской стеной» вновь заинтересовались. В ходе исследований высоко в горах обнаружили ещё шесть похожих сооружений! По мнению археологов, эти укрепления были выстроены народом культуры чиму для защиты своей столицы, города Чан-Чан, от набегов более многочисленных и воинственных инков. Руины древнего Чан-Чана обнаружили неподалёку от города Трухильо, примерно в километре от океана. Город был погребён под песками плоскогорья на площади более двадцати квадратных километров.
Индейские предания рассказывают, что основателем города Чан-Чан был могущественный правитель Тайканамо. Однажды он приплыл из-за моря во главе многочисленной флотилии бальсовых плотов, оснащённых парусами, и сошёл на берег с множеством своих жён и детей. Тайканамо сопровождало 40 именитых мужей. Среди них — его советник, Окчокало, который трубил в огромную раковину, возвещая всюду о прибытии «великого правителя, присланного править землёй этой… из-за моря».
Причём это была не первая волна переселенцев из-за моря. До этого в этих краях правила другая династия, тоже прибывшая на бальсо-вых плотах. Их предводителем был Наймлап. Однако со временем в стране начались беспорядки и анархия, усиленные стихийными бедствиями. Последний царь первой династии Фемпельек был свергнут жрецами и знатью, а потом утоплен в океане.
Во время раскопок в Чан-Чане древнее сказание как будто стало оживать. Стены святилищ из необожжённого кирпича были украшены выпуклыми глиняными рельефами с разнообразной морской тематикой: пеликаны и чайки, рыбы и крабы, морские звезды и камышовые лодки. Нигде не оказалось иных сюжетов, связанных, например, с земледелием, с ремёслами, которые, если судить по другим находкам, процветали здесь и составляли основу богатства города. Рельефы зданий словно «воспевали» некую морскую державу, возможно, прародину обитателей Чимора (так называлось государство культуры чиму).
Чан-Чан отчётливо разделён на ряд крупных прямоугольных комплексов, окружённых стенами длиной до 600 метров. В центре города проживали правитель Чимора и его двор, аристократия, каста чиновников. На окраинах ютился ремесленный люд. Сельским хозяйством занимались жители многочисленных деревень, расположенных вокруг.
Индейские бюрократыАрхеологи, которые вели раскопки, пытались в первую очередь объяснить, как мог существовать город в таком засушливом районе. Решение находят в существовавшей системе гигантских оросительных каналов. Один из них, к примеру, протянулся на солидное расстояние в 50 миль из долины реки Чикамо. Орошение способствовало развитию земледелия, а оно, в свою очередь, обеспечивало жизнедеятельность горожан.
Также учёные обратили внимание на обилие в комплексах строений подковообразной формы, окружённых двориками. Эти постройки явно имели не хозяйственное, а какое-то другое предназначение. Обычно ответ на подобные загадки кроется в религиозных ритуалах. Но здесь дело оказалось совершенно в другом. Ответ на то, что собой представляли каменные «подковы», исследователи нашли на гончарных изделиях, где изображены помещения такой же формы с человеком внутри и людьми снаружи. Оказалось, что в «подкове» сидел чиновник, дававший аудиенцию простым смертным. Поэтому подковообразные сооружения археологи назвали по-испански «аудиенсиас». В центре Чан-Чана нашли не менее 180 «аудиенсиас» — поистине, бюрократия живуча во все времена!
При изучении городских комплексов возникла гипотеза о том, что каждый из них при жизни верховного правителя был его резиденцией и административным центром, а после смерти превращался в своеобразный «мавзолей». Новый же монарх устраивался на другом месте. Анализ керамики позволил установить возраст «царских» ансамблей. Самые древние расположены ближе к океану, один из них функционировал примерно в середине XIV столетия.
Таинственные прямоугольные сооружения являлись своеобразными усыпальницами, где хоронили владык Чан-Чана. Всего таких сооружений было девять — ровно столько же, сколько было, по легенде, правителей города, начиная от его создателя Тайканамо.
Пришельцы из-за моряПри изучении «трущоб», явно бедных кварталов, хаотично застроенных лёгкими хижинами из веток и ила, в которых жили ремесленники, было обнаружено немало предметов из металла, камня, дерева. А также инструменты и куски ткани, которые по качеству превосходили находки даже из царских могил. Тогда же был раскрыт секрет уникальной керамики чиму. Финальный обжиг происходил в герметически закрытой печи, без доступа кислорода. При таких условиях происходило восстановление содержавшегося в глине железа. В результате готовое изделие приобретало глубокий чёрный цвет.
Крестьяне Чимора жили за пределами столицы. Они не только кормили Чан-Чан, но и строили его. Стены и многочисленные городские сооружения создавались из стандартных фрагментов. В них все одинаково: размеры, планировка, конфигурация деталей. Лишь кирпичи отличаются по цвету, по исходному материалу, иногда по размерам и способу кладки. Похоже, что на разных участках работали разные бригады. Они готовили материал для строительства, доставляли его в столицу и сами же возводили стены и здания. Такая же система существовала впоследствии у инков.
Были раскопаны и святилища, где молились богам и приносили человеческие жертвы. Там же жреческая знать хранила свои богатства. Именно стены этих святилищ украшены рельефными изображениями с морской тематикой. И вновь исследователи вспоминали легенду об основателях города, пришедших из-за моря. Кстати, интересно, что верховным божеством у культуры чиму была Луна. Объяснялось это тем, что она способна затмевать даже Солнце!
Известный учёный, новозеландец Те Ранги Хироа, в своём труде «Мореплаватели солнечного восхода» приводит карту плаваний древних полинезийцев. На карте один из маршрутов утыкается как раз в побережье, где стоял Чан-Чан. Да ведь и норвежский мореплаватель Тур Хейердал своим знаменитым походом на бальсовом плоту «Кон-Тики» в 1947 году доказал, что жители Полинезии и индейцы Южной Америки могли иметь между собой контакты.
Сохранившиеся памятники Чан-Чана лишь отчасти приоткрыли завесу таинственности, витающую над древними руинами. Весомых доказательств того, что предки индейцев чиму, основатели цивилизации, просуществовавшей тысячу лет и разгромленной в конце XV века инками, являются выходцами с полинезийских островов, не найдено.
Но кое-кто убеждён в былом существовании Пацифиды, или «тихоокеанской Атлантиды», — материка, который, вероятно, находился в районе подводного Восточно-Тихоокеанского хребта (на одной из его вершин расположен остров Пасхи). В результате катастрофической гибели Пацифиды где-то 5-6 тысяч лет назад к южноамериканскому побережью направились в поисках спасения жители разрушенных земель, среди которых были предки чиму. Правда, в этом случае история Чан-Чана и остальных объектов должна быть гораздо древнее, чем прослеживается по археологическим данным.
Комментарии (0)