В соответствии с международным законом о водном пространстве и подъёме затонувших судов, обломки кораблекрушений военных судов обычно остаются под юрисдикцией своих правительств, а всё остальное считается затонувшим в пределах международных вод.
На подъём обломков кораблекрушений со дна океана потребовалось бы более 400 лет, и сокровища, хранящиеся там, могут стоить сотни миллиардов долларов. Поэтому совсем неудивительно, что помимо их привлекательности для подводных археологов, эти затонувшие суда также представляют большой интерес для охотников за сокровищами и операций по подъёму и изучению обломков судов, поскольку они потенциально могут принести миллионы долларов, если обнаружатся нужные обломки.
Обломки кораблекрушения у города Салкомб (Salcombe) (стоимость до сих пор не определена)
Между 1200 и 900 годами до нашей эры, у берегов графства Девон (Devon) в Англии, потерпел крушение корабль. На момент его затопления, Вавилон по-прежнему процветал, Висячие сады Семирамиды не были ещё даже построены, а до рождения Будды были ещё целые века. Обломки корабля были обнаружены в 2010 году. На данный момент археологи-любители и дайверы обнаружили 300 артефактов, общим весом более 84 килограммов. В их число входят медные и оловянные слитки (для изготовления бронзы), оружие и несколько украшений. Хотя это, может быть, и не самое крупное сокровище из когда-либо обнаруженных, оно очень важно из-за своего возраста, а также, из-за того, что эти артефакты являются доказательством того, что определенные торговые связи существовали между Великобританией и Европой в Бронзовый век. Учёные из Оксфордского университета изучают находки, чтобы попытаться определить их точное происхождение, но, к сожалению, ни одна из частей корабля не уцелела.
Обломки кораблекрушения Белитунга (Belitung) 80 миллионов долларов
Обломки кораблекрушения Белитунга были первыми останками арабского корабля, которые были обнаружены и подняты с морского дна. Найденные рыбаками у берегов Индонезии в 1998 году обломки уже принесли своим открывателям самый богатый и самый большой ассортимент золотых и керамических артефактов начала девятого века династии Тан (Tang Dynasty) из когда-либо найденных. Среди найденных сокровищ были чаши, баночки для специй, чернильницы, погребальные урны, кристаллы и серебряные позолоченные коробки. Среди наиболее крупных находок были жемчужины из Персидского залива, рубины и сапфиры, золотая чаша (крупнейшая, из когда-либо найденных) и серебряная фляжка. После раскопок, груз был приобретен правительством Сингапура, которое одолжило его Совету по туризму Сингапура на неопределенный срок.
Корабль золота 100–150 миллионов долларов
SS Центральная Америка (S.S. Central America) затонул во время урагана, в сентябре 1857 года, перевозя 15 тонн золота. Его затопление поразительно сильно усугубило «Панику 1857 года» в Соединённых Штатах, которая, в свою очередь привела к первому мировому экономическому кризису. После его обнаружения в 1987 году и последующего поднятия со дна, 39 страховых компаний заявили, что они имеют право на добытое золото и артефакты из-за убытков, понесённых ими в 19 веке. Прошло немало судебных битв, но в итоге, 92 процента золота досталось команде, обнаружившей его. Один из обнаруженных золотых слитков стал очень важной частью валюты после его продажи за 8 миллионов долларов – рекордно большую сумму на тот момент.
Сокровища у острова Антикитира (Antikythera) 120–160 миллионов долларов.
В 1900 году дайверы обнаружили древние обломки кораблекрушения прямо рядом с островом Антикитира. Вскоре после этого Археологическая служба Греции (Archaeological Service of Greece) отправила экспедицию, которая стала первой крупномасштабной подводной археологической экспедицией в мире. Другая экспедиция, 1976 года, подняла со дна самую значительную часть груза. Поднятый со дна Антикитерский механизм (который считается самым древним аналоговым компьютером в мире) получал так много освещения средствами массовой информации и на протяжении стольких лет, что многие даже не знают о других сокровищах, найденных на судне.
Массивный улов артефактов из знаменитого кораблекрушения также включал в себя монеты и ювелирные изделия, изделия из стекла, керамики, замечательные статуи, и даже медные кровати-диваны. Одной из удивительно хорошо сохранившихся статуй была классическая бронзовая статуя, изготовленная в период между 340 и 330 годом до нашей эры, названная Статуя Молодости (Statue of a Youth). Вся коллекция найденных артефактов выставлена на всеобщее обозрение в Национальном археологическом музее Афин в Греции, и будет находиться там до августа 2013 года.
Сокровища «SS Республика» (S.S. Republic) 120–180 миллионов долларов
«SS Республика» затонул во время урагана 1865 года у берегов штата Джорджия, перевозя монеты, на общую сумму в 40 000 долларов. Обломки кораблекрушения были, наконец, обнаружены компанией «Odyssey» (известной компанией, занимающейся глубоководным изучением и подъёмом грузов на поверхность), после того, как провели под водой более 230 лет. На сегодняшний день, на месте кораблекрушения было обнаружено более 51 000 золотых и серебряных монет США, а также почти 14 000 артефактов, среди которых были тысячи бутылок, стаканов, и керамических контейнеров. Вскоре после первого поднятия части находки, мужчина подал судебный иск на компанию «Odyssey», утверждая, что для нахождения сокровищ она использовала информацию, предоставленную им. В 2004 году федеральный судья вынес решение в пользу «Odyssey», предоставив компании полное право собственности на груз.
«Бриллиантовые» обломки кораблекрушения (стоимость до сих пор не определена)
Геологи, работающие на «De Beers» (крупнейшую в мире компанию, занимающуюся подводной добычей алмазов) были ошеломлены, когда обнаружили обломки кораблекрушения, закопанные на пляже. После обнаружения нескольких слитков, добыча была приостановлена, и были приглашены археологи. «Находка тысячелетия» состояла не только из самого старого затонувшего корабля, найденного у берегов Африки, но также из более 22 тонн слитков, 6 пушек, мечей, тысяч золотых монет, относящихся к Жуану III (King João III) и более 50 слоновьих бивней. После проведенного расследования было установлено, что это был португальский корабль под названием «Bom Jesus», который отчалил в 1533 году и исчез у берегов Западной Африки.
Корабль британского казначейства 200 миллионов долларов
Корабль «SS Gairsoppa» потонул в 1941 году, пробитый торпедами немецкой подводной лодки. Корабль вёз серебро, общим весом в 198446,6 килограммов, которое на тот момент стоило 914 040 долларов. В 2010 году компания «Odyssey Marine Exploration» выиграла эксклюзивный контракт на подъём его груза после того, как Департамент Транспорта Великобритании выставил тендер. В соответствии с условиями контракта, «Odyssey Marine Exploration» несла ответственность за все риски, связанные с подъёмом груза, но могла оставить себе 80 процентов поднятого.
Через год обломки крушения были обнаружены в Северной Атлантике, примерно в 4,6 километрах под поверхностью воды. Компании удалось поднять 48 тонн серебра (43 процента потерянных сокровищ), но ей пришлось прекратить подъём груза из-за погодных условий. Полный вес улова делает его самым крупным из известных грузов металла, которые когда-либо были извлечены из моря. Подъём груза возобновится, когда пройдёт сезон неблагоприятной погоды.
Вайда (Whydah Gally) 400 миллионов долларов
Вайда важна тем, что она является единственным пиратским кораблём, который когда-либо был найден. Ещё более важно то, что Вайда была флагманским кораблём «Чёрного Сэма» Беллами (“Black Sam” Bellamy), знаменитого капитана пиратов. Корабль был обнаружен Барри Клиффордом (Barry Clifford) в 1984 году после многих лет поисков, и его сокровища поднимаются со дна по сей день. На поверхность были подняты более 200 тысяч артефактов, включая пушки, монеты, золотые украшения, и судовой колокол. С 2007 года, часть артефактов Вайды выставляется на общее обозрение в передвижной выставке под эгидой Национального географического общества. Удачно названная выставка «Настоящие Пираты» (Real Pirates) невероятно популярна.
Сокровища Аточи 450 миллионов долларов
Во время своего потопления у архипелага Флорида-Кис (Florida Keys) в 1622 году, корабль под названием «Нуэстра Сеньора де Аточа» (Nuestra Señora de Atocha) вёз ювелирные изделия и драгоценные камни, индиго, серебро, золото и медь. Сокровища этого легендарного корабля были настолько обширными, что для тщательной их описи и загрузки потребовалось два месяца, прежде чем корабль смог отплыть вместе с остальной частью испанского флота. Хотя испанцы пытались отыскать затонувший корабль, его так и не нашли. В июле 1985 года после 17-летних поисков на морском дне, Мел Фишер (Mel Fisher) обнаружил Аточу и её сокровища. Обломки корабля всё ещё изучаются и поднимаются, и по сей день, так как кормовая и самая ценная часть корабля, до сих пор не была найдена.
Проект Чёрный Лебедь (Black Swan Project) 500 миллионов долларов
В 2007 году «Odyssey Marine Exploration» перевезла 17 тонн груза из Гибралтара в США. Обломки кораблекрушения, найденные ими незадолго до этого, находились на морском пути, где проплывали многие суда колониальной эпохи, и они не были уверены в принадлежности, размере и возрасте останков. Из-за неопределенности и других проблем, связанных с безопасностью, они не разглашали место нахождения останков кораблекрушения, их принадлежность, дату и тип найденных монет. Сокровище было самым крупным из всех найденных в мире по сей день. Эксперты назвали находку «беспрецедентной» и не имеющей аналогов.
Тем не менее, испанское правительство вскоре подало иск на право владения грузом, утверждая, что он был поднят из корабля «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес» (Nuestra Señora de las Mercedes), испанского фрегата, который был затоплен британцами в 1804 году. В 2008 году федеральный суд США приказал компании «Odyssey Marine Exploration» раскрыть расположение места кораблекрушения. Расположение, казалось бы, исключило возможность того, что это была «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес», но после 5 лет судебных разбирательств, суд вынес решение в пользу Испании и сокровища были отправлены в Испанию.
Комментарии (0)