Самое интересное

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Друзья, прошлой ночью я вернулся из Крыма. Давно собирался посетить полуостров – ещё с момента его воссоединения с Россией – но всё не находилось времени. А тут оглянулся назад: ба (!) три года уж прошло. В общем, в приказном порядке выкроил время и слетал на несколько дней.

Целью поездки было ознакомление с текущей ситуацией. До этого много читал отзывов, положительных и отрицательных. Но лучше, как говорится, один раз увидеть и составить собственное впечатление. Сразу скажу, что мои представления (и сомнения) о сегодняшнем Крыме в целом подтвердились…

До этой поездки последний раз я посетил Крым ещё ребёнком. Это было моё первое осознанное пребывание на морском курорте и, конечно, оно оставило неизгладимое восторженное впечатление — море, солнце, горы, пальмы, кипарисы, фрукты… Красота! Убогие бытовые условия, сопровождавшие сие наслаждение, в то время практически не оказывали влияния на общее впечатление.

Однако с тех пор прошло уже больше четверти века, и, скажем так, стандарты курортного отдыха претерпели изрядные изменения в сознании российских граждан, включая и меня самого. Если советскому человеку было за счастье просто присутствовать в курортном месте, снимать для проживания даже не номер в захудалой гостинице, а койко-место у частника, нырять в море с бетонного пирса и выбираться обратно по решётке из арматуры, то сегодня такая обстановка, мягко говоря, неприемлема для подавляющего большинства отдыхающих. И свежим дыханием солёного бриза отсутствие нормальных условий уже не компенсировать.

Я проехал весь ЮБК (южный берег Крыма), также посетил Севастополь и косу Арабатская стрелка на азовском побережье. Вот схема маршрута:

Природа Крыма, по-прежнему, прекрасна. И она, по-прежнему, доставляет эстетическое наслаждение созерцателю. Но на эту тему я ещё обязательно напишу другие посты. Задачей же моего предприятия было не воспевание крымской природы, а анализ дел рук человеческих. Конкретно хотелось решить для себя, стоит ли сейчас задумываться о приобретении в Крыму недвижимости (квартиры или участка земли) для личного пользования, для семейного отдыха.

Что мне понравилось.

Особо бросилось в глаза полное отсутствие мусора. Его нет нигде — ни в городах, ни в посёлках, ни на обочинах трасс. Помню былые репортажи о стихийных свалках. Сейчас от них не осталось и следа. От слова совсем. Везде всё метут и убирают, по обочинам трасс полно дорожных служащих в оранжевых жилетах, то и дело приходилось обгонять самосвалы, вывозящие строительный и бытовой хлам в кузовах. Зелень на склонах ещё не везде и рельеф прекрасно просматривается — там тоже чистота. Это отрадно.

Дороги. Асфальтовое покрытие основных трасс в отличном состоянии. Видно, что оно новое, не везде даже ещё нанесена разметка. Трасса по маршруту Симферополь – Алушта – Ялта – Севастополь обновлена процентов на 90. Кое-где ещё ведутся работы. Прямая трасса Симферополь – Севастополь (по равнинной части) также почти полностью реконструирована. От Симферополя до Феодосии — та же картина. Дальше – от Феодосии до Керчи – я не доехал, поэтому не буду комментировать то, чего не видел своими глазами. Но логически могу предположить, что и она вся переложена (захватил небольшой отрезок по дороге на Сиваш). Везде стоят указатели на коричневом фоне (не дорожные знаки), хорошо помогающие ориентироваться в расположении достопримечательностей, памятников, отелей, баз отдыха, кемпингов и пр.

Что мне НЕ понравилось.

Начну с краткого пояснения…

Как профессиональный архитектор и сын градостроителя я вижу ряд глобальных проблем в Крыму, как территории, претендующей на звание современного курорта мирового уровня. И эти проблемы заскорузлые, лежащие корнями ещё во временах СССР. Их решение сегодня потребует несколько бОльших усилий, чем вливание денежных средств в регион. Сразу оговорюсь — речь пойдёт именно о ЮБК. В советские времена это была курортная зона общесоюзного значения номер один. И её стартовые позиции (природный курортный потенциал) как тогда, так и сейчас стоят на порядок выше той же Прибалтики или Краснодарского края. Грузия с Абхазией могут конкурировать с Крымом в данном показателе. Но Грузия с Абхазией, как и курорты Азербайджана, это не Россия и даже давно уже не СССР, после распада которого у России фактически осталась только одна курортная приморская территория — черноморское побережье Краснодарского края. Из более-менее приличных курортных городов там был только Сочи. Анапа являла собой дешёвый пионерский курорт в степи, правда с обширными песчаными пляжами. Но её потенциальным уровнем были бабушки с внуками в сентябре месяце. За четверть века в этот регион были влиты колоссальные средства в рамках Федеральной программы развития курортов, и сегодня он легко переплюнет нынешний Крым по, скажем так, глобальной отметке курортно-рекреационного уровня (инфраструктуре, сервису, гостиничным мощностям и т. д.). Однако по оценке именно природного потенциала он по-прежнему проигрывает Крыму. И всегда будет проигрывать.

Но вернёмся собственно в Крым.

Первая и, пожалуй, самая масштабная проблема ЮБК — это катастрофически низкий пляжный потенциал. Природных пляжей относительно длины береговой линии крайне мало, а те, что есть, небольшие и узкие. Загорать на бетонных плитах, спотыкаясь о торчащие арматурные уши, как мы уже говорили, в XXI веке стало не комильфо. Если данную проблему не решать масштабно на современном уровне, то ни о каком значительном прорыве в будущем повышении курортного потенциала Крыма речи не идёт. А это дело сложное и дорогостоящее, связанное со значительными гидротехническими работами по укреплению дна от размывания насыпного материала и реконструкцией существующих береговых укрепсооружений, а также строительством новых.

Вторая, на мой взгляд, по важности проблема — «фасады» курортных городов и посёлков. «Фасад города» — это его визитная карточка, а для курортных мест и территорий в целом эстетическое впечатление, производимое на туриста (тем более современного туриста, избалованного Европами!), играет колоссальную роль. Практически все прибрежные города Крыма имеют более-менее сносные морские фасады. Хотя и здесь не идёт речь об абсолюте, всякого рода архитектурных уродств достаточно. Но много ли туристов прибывают в Крым морем? Таких практически нет. Прилететь в ту же Ялту нельзя. Въехать на поезде тоже. В неё можно попасть только спустившись с объездной дороги на автобусе или автомобиле. И вот здесь начинается лютый трэш. Чтобы добраться до знаменитой набережной с пальмами и лубочными домиками в ряд, вам придётся продираться сквозь кварталы обшарпанных многоэтажек и бетонных недостроев. А по пути вас будут сопровождать высоковольтные вышки с вязанками проводов и магистральные трубы, проложенные открытым способом. Заезд в Севастополь со стороны Симферополя (через Инкерман) вообще пролегает через постиндустриальный ландшафт из заброшенных железнодорожных путей и ржавых ангаров, тянущихся за горизонт. Родной город Айвазовского – Феодосия – по пути из Симферополя встретит вас унылыми кварталами ветхих пятиэтажек, завешенных сохнущим бельём. В Балаклаве, Судаке, Коктебеле и др. та же картина. Более-менее прилично на подъезде выглядят Гурзуф и, как ни странно, довольно крупный город — Алушта. Решение данной проблемы в условиях сложившихся застройки и инфраструктурной сети также являет собой крайне непростое и объёмное предприятие, требующее от государства подхода на уровне не ниже Федеральной программы. Но этот вопрос потенциально решаем и, скажем, в районе Артека необходимые мероприятия уже претворяются в жизнь.

Ну и третья из ключевых проблем, остро стоящая в Крыму — это устойчивый хаос сложившейся застройки внутри старинных курортных мест и достопримечательностей, а также в районах и без того скудных пляжей. Кратко проблему можно охарактеризовать одним словом — «Шанхай». Проиллюстрирую сказанное на одном примере — Ласточкино гнездо. Всем хорошо известный по многочисленным открыточным изображениям памятник архитектуры — маленький романтический замок, висящий над скалой.

Но если вы соберётесь его посетить, то подъехать ближе, чем на километр вам не удастся. Автодорога пролегает через перекрытые шлагбаумами и воротами территории каких-то пансионатов и санаториев. Придётся идти пешком по специальному маршруту из 1200 ступеней. Он вьётся по задворкам частных территорий, огороженных заборами, в том числе с колючей проволокой по верху (чтоб не дай Бог не перелезли, наверное). Выглядит эта тропа как-то так:

А почти на всём её протяжении тянутся торговые ряды с барахлом в виде магнитиков, тарелочек с изображением замка и прочей требухи. Ближе к памятнику маршрут приобретает мещански-облагороженный вид сувенирного рынка:

Апофеозом пути станет переход по мосту через территорию бухты у подножья Ласточкиного гнезда.

Внизу под ним какие-то полуразрушенные санатории. А из каждого из них тянутся свои мостики с проходами через соседние территории к узкой полоске пляжа, на котором расположены несколько бетонных пирсов, огороженных ржавыми решётками.

Мир нерукотворный (вид от Ласточкиного гнезда):

Немного наклоним голову и взглянем на бухту:

Это курортная зона. Предполагается, что в этом месте люди должны отдыхать и поправлять здоровье… Картина напоминает всем знакомую ситуацию, когда приземляется самолёт и все пассажиры вскакивают, заполняя проходы, чтобы скорее вытащить свою сумку из багажного отсека, прижать её к груди и начать напирать на тех, кто ближе к выходу. Стюарды орут: «Сядьте! Самолёт ещё в движении». Но всем пофиг. Здесь так же: каждый отгородился от соседа забором, застолбив как можно больший клочок, и сам же пытается через чужие заборы пробиться к морю. Естественно, ни о какой эстетической целостности этого ажиотажа даже близко речи не идёт. Всяк сам себе архитектор и строитель в силу собственного вкуса и финансовых возможностей. В других местах — та же ситуация: прекрасный Воронцовский дворец с шикарным террасным парком обложен эстетическим мусором алупкинского частного сектора, тропа в великолепный Массандровский дворец пролегает через обшарпанные задворки окраин Ялты и т. д. и т. п.

Решить эту проблему, как в Москве, бульдозерами за одну ночь не получится — там ведь не только торговые точки в аренде. Там и жилые дома, и санатории и частные гостиницы…Хотя реальный рецепт может быть лишь один — выкуп втридорога и тотальный снос. А это, как вы понимаете, крайне непросто в связи со множеством факторов.

* * *

В целом, как ни прискорбно мне было признаться самому себе, но по вопросу о целесообразности приобретения в Крыму недвижимости для семьи пока я выношу отрицательный вердикт. Стоит ещё какое-то время понаблюдать динамику будущих изменений положения дел. Фактически я уверен, что рано или поздно эстетический уровень курортно-рекреационного хозяйства Крыма существенно поднимется и превзойдёт уровень большинства российских курортов. Но скорость процесса будет очень сильно зависеть от воли и правильной оценки приоритетов в этом вопросе руководством страны. Лично я испытал кайф от поездки. Но именно от поездки — от путешествия, от нахлынувших воспоминаний и новых впечатлений… Не от отдыха. И я однозначно решил, что с детьми я в Крым пока точно не поеду. Кому-то мои рассуждения могут показаться предвзятыми, а предъявляемые требования чрезмерно завышенными, но на то мы и люди, чтобы у каждого было своё мнение. Одно могу сказать определённо: Крым наш! И теперь от нас зависит, каким ему быть в будущем.

P.S.

Если резюмировать художественной аллегорией, то: Как современный курорт Крым похож на некогда роскошный и дорогой старинный комод, который нынче нуждается в глубочайшей реставрации, начиная с замены полок, ящиков и всей фурнитуры, заканчивая полной перекраской фасадов.

Источник


Источник: Съездил в Крым: Выношу своё резюме
Автор:
Теги: автомобиль Азербайджан анализ Артек архитектура

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Ветер Перемен
Тоже была в 2016 году. Местные люди, конечно, очень тепло отзываются о переходе в рф. Но есть и бывшие, с Украины, - этакие 50-летние дамы, служащие в пансионатах. Злющие как не знаю кто, шипят вслед. Радует, что их мало. Была в Алуште. Можно найти на любой кошелек и жилье и питание. Но продукты и, особенно фрукты, очень дорогие. Мы приходили к закрытию рынка, чтобы купить по ценам, которые хотя бы не превышали рыночные нашего региона (Ср.Волга). Природа, море - все в порядке. Даже общественный пляж - очень чистый. Скорее бы подешевели билеты на самолет - а то в Грецию-Турцию дешевле слетать.
Евгения Кудрявцева
Случайно наткнулась на это статью...оказалось,что за прошлый год.)) Но все таки решила оставить своем мнение. Много лет назад (еще при СССР) почти весь Крым проехала..впечатление остались разные,но каждый для себя решает,зачем он едет и поэтому выбирает соотвественно.На небольших пляжах было грязно даже и в те времена,столовки -это вообще отдельная тема...Украина,а тогда Украинская ССР не очень то заботил это вопрос - люди ехали,деньги текли,давали заработать и себе и людям.Автору не нравиться архитектура...Не мудрено. МЕстные жители неплохо зарабатывали на "дикарях" и поэтом старались пристроить как можно больше и как позволяло место и средства.И тем не менее!!! Впечатления светлые...может потому что детство ..))) Полностью согласна с Ольгой Лемищенко:23 года Крым был заброшен и чтобы вернуть ему былую славу и приумножить ее нужно время.Я верю,что Россия с этим справиться!Езжайте в Крым-наслаждайтесь морем,природой,воздухом!!..Чтобы не было вопросов относительно отзыва: сами мы из Алматы)))..Удачи всем!!!
Ольга Лемищенко
Чего же вы ждали? Чтобы 23-летнюю разруху устранили за 3 года?
Constalex
Достали заказные статьи о плохом Крыме!!!
Ольга Лемищенко
Впечатление, что автор проехал весь ЮБК (южный берег Крыма), также посетил Севастополь и косу Арабатская стрелка на азовском побережье с определённой целью вытащить на обозрение один негатив. Статью заказали? Оглянитесь, посмотрите на дворы, подворотни и дороги вокруг себя, потом критикуйте. А лучше возьмите лопату в руки и организуйте хотя бы одну маленькую цветочную клумбу
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства