Друзья, прошлой ночью я вернулся из Крыма. Давно собирался посетить полуостров – ещё с момента его воссоединения с Россией – но всё не находилось времени. А тут оглянулся назад: ба (!) три года уж прошло. В общем, в приказном порядке выкроил время и слетал на несколько дней.
Целью поездки было ознакомление с текущей ситуацией. До этого много читал отзывов, положительных и отрицательных. Но лучше, как говорится, один раз увидеть и составить собственное впечатление. Сразу скажу, что мои представления (и сомнения) о сегодняшнем Крыме в целом подтвердились…
До этой поездки последний раз я посетил Крым ещё ребёнком. Это было моё первое осознанное пребывание на морском курорте и, конечно, оно оставило неизгладимое восторженное впечатление — море, солнце, горы, пальмы, кипарисы, фрукты… Красота! Убогие бытовые условия, сопровождавшие сие наслаждение, в то время практически не оказывали влияния на общее впечатление.
Однако с тех пор прошло уже больше четверти века, и, скажем так, стандарты курортного отдыха претерпели изрядные изменения в сознании российских граждан, включая и меня самого. Если советскому человеку было за счастье просто присутствовать в курортном месте, снимать для проживания даже не номер в захудалой гостинице, а койко-место у частника, нырять в море с бетонного пирса и выбираться обратно по решётке из арматуры, то сегодня такая обстановка, мягко говоря, неприемлема для подавляющего большинства отдыхающих. И свежим дыханием солёного бриза отсутствие нормальных условий уже не компенсировать.
Я проехал весь ЮБК (южный берег Крыма), также посетил Севастополь и косу Арабатская стрелка на азовском побережье. Вот схема маршрута:
Природа Крыма, по-прежнему, прекрасна. И она, по-прежнему, доставляет эстетическое наслаждение созерцателю. Но на эту тему я ещё обязательно напишу другие посты. Задачей же моего предприятия было не воспевание крымской природы, а анализ дел рук человеческих. Конкретно хотелось решить для себя, стоит ли сейчас задумываться о приобретении в Крыму недвижимости (квартиры или участка земли) для личного пользования, для семейного отдыха.
Что мне понравилось.
Особо бросилось в глаза полное отсутствие мусора. Его нет нигде — ни в городах, ни в посёлках, ни на обочинах трасс. Помню былые репортажи о стихийных свалках. Сейчас от них не осталось и следа. От слова совсем. Везде всё метут и убирают, по обочинам трасс полно дорожных служащих в оранжевых жилетах, то и дело приходилось обгонять самосвалы, вывозящие строительный и бытовой хлам в кузовах. Зелень на склонах ещё не везде и рельеф прекрасно просматривается — там тоже чистота. Это отрадно.
Дороги. Асфальтовое покрытие основных трасс в отличном состоянии. Видно, что оно новое, не везде даже ещё нанесена разметка. Трасса по маршруту Симферополь – Алушта – Ялта – Севастополь обновлена процентов на 90. Кое-где ещё ведутся работы. Прямая трасса Симферополь – Севастополь (по равнинной части) также почти полностью реконструирована. От Симферополя до Феодосии — та же картина. Дальше – от Феодосии до Керчи – я не доехал, поэтому не буду комментировать то, чего не видел своими глазами. Но логически могу предположить, что и она вся переложена (захватил небольшой отрезок по дороге на Сиваш). Везде стоят указатели на коричневом фоне (не дорожные знаки), хорошо помогающие ориентироваться в расположении достопримечательностей, памятников, отелей, баз отдыха, кемпингов и пр.
Что мне НЕ понравилось.
Начну с краткого пояснения…
Как профессиональный архитектор и сын градостроителя я вижу ряд глобальных проблем в Крыму, как территории, претендующей на звание современного курорта мирового уровня. И эти проблемы заскорузлые, лежащие корнями ещё во временах СССР. Их решение сегодня потребует несколько бОльших усилий, чем вливание денежных средств в регион. Сразу оговорюсь — речь пойдёт именно о ЮБК. В советские времена это была курортная зона общесоюзного значения номер один. И её стартовые позиции (природный курортный потенциал) как тогда, так и сейчас стоят на порядок выше той же Прибалтики или Краснодарского края. Грузия с Абхазией могут конкурировать с Крымом в данном показателе. Но Грузия с Абхазией, как и курорты Азербайджана, это не Россия и даже давно уже не СССР, после распада которого у России фактически осталась только одна курортная приморская территория — черноморское побережье Краснодарского края. Из более-менее приличных курортных городов там был только Сочи. Анапа являла собой дешёвый пионерский курорт в степи, правда с обширными песчаными пляжами. Но её потенциальным уровнем были бабушки с внуками в сентябре месяце. За четверть века в этот регион были влиты колоссальные средства в рамках Федеральной программы развития курортов, и сегодня он легко переплюнет нынешний Крым по, скажем так, глобальной отметке курортно-рекреационного уровня (инфраструктуре, сервису, гостиничным мощностям и т. д.). Однако по оценке именно природного потенциала он по-прежнему проигрывает Крыму. И всегда будет проигрывать.
Но вернёмся собственно в Крым.
Первая и, пожалуй, самая масштабная проблема ЮБК — это катастрофически низкий пляжный потенциал. Природных пляжей относительно длины береговой линии крайне мало, а те, что есть, небольшие и узкие. Загорать на бетонных плитах, спотыкаясь о торчащие арматурные уши, как мы уже говорили, в XXI веке стало не комильфо. Если данную проблему не решать масштабно на современном уровне, то ни о каком значительном прорыве в будущем повышении курортного потенциала Крыма речи не идёт. А это дело сложное и дорогостоящее, связанное со значительными гидротехническими работами по укреплению дна от размывания насыпного материала и реконструкцией существующих береговых укрепсооружений, а также строительством новых.
Вторая, на мой взгляд, по важности проблема — «фасады» курортных городов и посёлков. «Фасад города» — это его визитная карточка, а для курортных мест и территорий в целом эстетическое впечатление, производимое на туриста (тем более современного туриста, избалованного Европами!), играет колоссальную роль. Практически все прибрежные города Крыма имеют более-менее сносные морские фасады. Хотя и здесь не идёт речь об абсолюте, всякого рода архитектурных уродств достаточно. Но много ли туристов прибывают в Крым морем? Таких практически нет. Прилететь в ту же Ялту нельзя. Въехать на поезде тоже. В неё можно попасть только спустившись с объездной дороги на автобусе или автомобиле. И вот здесь начинается лютый трэш. Чтобы добраться до знаменитой набережной с пальмами и лубочными домиками в ряд, вам придётся продираться сквозь кварталы обшарпанных многоэтажек и бетонных недостроев. А по пути вас будут сопровождать высоковольтные вышки с вязанками проводов и магистральные трубы, проложенные открытым способом. Заезд в Севастополь со стороны Симферополя (через Инкерман) вообще пролегает через постиндустриальный ландшафт из заброшенных железнодорожных путей и ржавых ангаров, тянущихся за горизонт. Родной город Айвазовского – Феодосия – по пути из Симферополя встретит вас унылыми кварталами ветхих пятиэтажек, завешенных сохнущим бельём. В Балаклаве, Судаке, Коктебеле и др. та же картина. Более-менее прилично на подъезде выглядят Гурзуф и, как ни странно, довольно крупный город — Алушта. Решение данной проблемы в условиях сложившихся застройки и инфраструктурной сети также являет собой крайне непростое и объёмное предприятие, требующее от государства подхода на уровне не ниже Федеральной программы. Но этот вопрос потенциально решаем и, скажем, в районе Артека необходимые мероприятия уже претворяются в жизнь.
Ну и третья из ключевых проблем, остро стоящая в Крыму — это устойчивый хаос сложившейся застройки внутри старинных курортных мест и достопримечательностей, а также в районах и без того скудных пляжей. Кратко проблему можно охарактеризовать одним словом — «Шанхай». Проиллюстрирую сказанное на одном примере — Ласточкино гнездо. Всем хорошо известный по многочисленным открыточным изображениям памятник архитектуры — маленький романтический замок, висящий над скалой.
Но если вы соберётесь его посетить, то подъехать ближе, чем на километр вам не удастся. Автодорога пролегает через перекрытые шлагбаумами и воротами территории каких-то пансионатов и санаториев. Придётся идти пешком по специальному маршруту из 1200 ступеней. Он вьётся по задворкам частных территорий, огороженных заборами, в том числе с колючей проволокой по верху (чтоб не дай Бог не перелезли, наверное). Выглядит эта тропа как-то так:
А почти на всём её протяжении тянутся торговые ряды с барахлом в виде магнитиков, тарелочек с изображением замка и прочей требухи. Ближе к памятнику маршрут приобретает мещански-облагороженный вид сувенирного рынка:
Апофеозом пути станет переход по мосту через территорию бухты у подножья Ласточкиного гнезда.
Внизу под ним какие-то полуразрушенные санатории. А из каждого из них тянутся свои мостики с проходами через соседние территории к узкой полоске пляжа, на котором расположены несколько бетонных пирсов, огороженных ржавыми решётками.
Мир нерукотворный (вид от Ласточкиного гнезда):
Немного наклоним голову и взглянем на бухту:
Это курортная зона. Предполагается, что в этом месте люди должны отдыхать и поправлять здоровье… Картина напоминает всем знакомую ситуацию, когда приземляется самолёт и все пассажиры вскакивают, заполняя проходы, чтобы скорее вытащить свою сумку из багажного отсека, прижать её к груди и начать напирать на тех, кто ближе к выходу. Стюарды орут: «Сядьте! Самолёт ещё в движении». Но всем пофиг. Здесь так же: каждый отгородился от соседа забором, застолбив как можно больший клочок, и сам же пытается через чужие заборы пробиться к морю. Естественно, ни о какой эстетической целостности этого ажиотажа даже близко речи не идёт. Всяк сам себе архитектор и строитель в силу собственного вкуса и финансовых возможностей. В других местах — та же ситуация: прекрасный Воронцовский дворец с шикарным террасным парком обложен эстетическим мусором алупкинского частного сектора, тропа в великолепный Массандровский дворец пролегает через обшарпанные задворки окраин Ялты и т. д. и т. п.
Решить эту проблему, как в Москве, бульдозерами за одну ночь не получится — там ведь не только торговые точки в аренде. Там и жилые дома, и санатории и частные гостиницы…Хотя реальный рецепт может быть лишь один — выкуп втридорога и тотальный снос. А это, как вы понимаете, крайне непросто в связи со множеством факторов.
* * *
В целом, как ни прискорбно мне было признаться самому себе, но по вопросу о целесообразности приобретения в Крыму недвижимости для семьи пока я выношу отрицательный вердикт. Стоит ещё какое-то время понаблюдать динамику будущих изменений положения дел. Фактически я уверен, что рано или поздно эстетический уровень курортно-рекреационного хозяйства Крыма существенно поднимется и превзойдёт уровень большинства российских курортов. Но скорость процесса будет очень сильно зависеть от воли и правильной оценки приоритетов в этом вопросе руководством страны. Лично я испытал кайф от поездки. Но именно от поездки — от путешествия, от нахлынувших воспоминаний и новых впечатлений… Не от отдыха. И я однозначно решил, что с детьми я в Крым пока точно не поеду. Кому-то мои рассуждения могут показаться предвзятыми, а предъявляемые требования чрезмерно завышенными, но на то мы и люди, чтобы у каждого было своё мнение. Одно могу сказать определённо: Крым наш! И теперь от нас зависит, каким ему быть в будущем.
P.S.
Если резюмировать художественной аллегорией, то: Как современный курорт Крым похож на некогда роскошный и дорогой старинный комод, который нынче нуждается в глубочайшей реставрации, начиная с замены полок, ящиков и всей фурнитуры, заканчивая полной перекраской фасадов.
Комментарии (5)