Иногда великий разум идет бок о бок со столь же великой доверчивостью. Джон Ди, выдающийся математик, географ и астролог эпохи Возрождения – яркий тому пример. Считается, что добившись всеобщего признания, он увлекся мистикой, поверил ловкому обманщику, изображавшему голоса небожителей, и, в конце концов, потерял все. Но даже если представить, что партнер Джона Ди не сказал ему ни слова лжи, с ангелами ли он беседовал?
Джон Ди родился в Англии в 1527 году, когда до распространения протестантизма в стране оставалось лишь несколько лет. От масштабной антикатолической Реформации уже трясло всю просвещенную Европу, и Англия, разумеется, не стала исключением.
В 1534 году король Генрих VIII, пожелав развестись с нелюбимой супругой, получил отказ от Папы Римского. В гневе Генрих обвинил католическое духовенство Англии в посягательстве на королевскую власть, распустил все католические монастыри и ордена, отобрал церковные земли и казну, утвердив себя лично главой англиканской церкви.
Этим не преминули воспользоваться кальвинисты — одна из ветвей протестантов, чтобы расширить свое влияние на Англию. Генрих боролся с ними, как с еретиками, но не особенно успешно. Новое движение увлекло Роланда Ди — отца Джона, а затем и его самого.
В 1553 году после смерти Генриха и его сына Эдуарда VI на престол взошла Мария Тюдор, попытавшаяся вернуть в страну католицизм, причем самыми жесткими методами. В том же году был арестован Роланд Ди, быстро отрекшийся от «ереси» и отделавшийся конфискацией имущества.
Через два года уже Джону Ди предъявили обвинение в государственной измене и чернокнижии. Дело в том, что двадцатишестилетний Ди занимался вычислениями столь сложными, что в глазах общества они казались настоящей магией.
К счастью, гений математики также виртуозно владел риторикой и логикой и сумел оправдать себя дважды — сначала перед судом Звездной палаты, затем перед инквизитором Боннером, получившим прозвище «кровавый епископ».
Ди отпустили, лишь наложив штраф, и после он неоднократно сотрудничал как с английским католическим духовенством, так и с Марией Тюдор лично. Но после смерти королевы от лихорадки в 1558 году Джон Ди моментально утвердился при дворе новой королевы Елизаветы I, хотя та благоволила к протестантам.
Существует правдоподобная теория, что Ди изначально шпионил за двором Марии для Елизаветы, а затем занимался тем же самым во время своих путешествий по Европе. Причем подписывал он свои донесения не иначе как «007», что спустя четыреста лет взял на вооружение Ян Флеминг, сочиняя книги про Джеймса Бонда.
Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой I / Генри Гиллард ГлиндониДополнив и расширив книгу математика Роберта Рекорда «Основы искусств» и написав свой самый знаменитый труд по «геометрической магии» «Иероглифическая Монада», Джон Ди в 1564 году приобрел дом в Мортлэйке и решил превратить его в обширную библиотеку, а затем и в полноценный научный центр.
В огромном здании хватало места и для проживания студентов, и для хранения научных приборов, и для собраний герметистов — последователей оккультного учения о древних знаниях, и, разумеется, для самой библиотеки.
Ди никогда не был богат, но имел хорошие связи во всех слоях общества. Со временем его библиотека стала если не крупнейшей в Европе, то в Англии – точно. Там содержались десятки тысяч трудов по всем известным наукам, а также алхимии, герметической философии и даже запретные магические книги.
Надо заметить, что хотя молва называла хозяина библиотеки в Мотрлэйке «Мерлином королевы Елизаветы», Джон Ди всегда в первую очередь оставался ученым. К примеру, он увлекался составлением географических карт, разработал планы двух морских экспедиций на северо-восток и строил планы поселений в Северной Америке.
Иллюстрация на титульной странице книги Джона Ди «Искусство навигации», 1577Магией Ди тоже занимался, но исключительно ради практических целей, вроде экспериментов по превращению свинца в золото. Острейший ум, закаленный страстной любовью к математике, хранил его от мистических соблазнов до одного судьбоносного дня.
25 мая 1581 года Джону Ди явилась некая сияющая фигура, назвавшая себя ангелом Уриилом. Посланник подарил ученому инструмент — идеально отполированный кусок черного минерала, напоминающего уголь. Это «черное зеркало» должно было стать окном в мир, откуда пришел сам Уриил, и через него простой смертный мог бы беседовать с ангелами.
Событие ошеломило Ди, ввергло его сперва в восторг, а затем в отчаяние. Ведь как он ни пытался, ни молил, какие бы ни использовал заклинания — угольный кристалл оставался нем.
Магические инструменты Джона ДиСпустя почти год после обретения «черного зеркала», Джон Ди встретился с неким Эдвардом Келли, алхимиком и медиумом. И тут случилось чудо — Келли смог с помощью таинственного кристалла услышать ангельскую речь. Или, по крайней мере, надежно убедить Ди, что способен на это.
Вскоре они вместе покинули Англию, слушаясь указания голосов, хотя оба особо не желали этого. Судя по записям, оставленным Ди в своем дневнике, он пытался выведать у голосов из кристалла секреты мироздания, а то и бессмертия, тогда как Келли был больше заинтересован в материальных благах. Сами же «ангелы» не стремились выполнять желания смертных — лишь давали смутные приказания, обещая награду в будущем.
Математик и алхимик вместе прошли пол-Европы, записывая наставления голосов из кристалла на особом «енохианском языке», названном в честь Еноха, седьмого патриарха от Адама. Записи эти затем легли в основу «енохианской магии», обожаемой оккультистами по всему миру. В XX же веке «ангельский язык» стал основой для сатанинских обрядов с легкой руки Антона Шандора ЛаВея.
Джон Ди и Эдвард Келли вызывают духовСо временем подвох в речах небожителей заподозрил даже Келли, через которого эти самые речи и транслировались. «Ангелы» приказывали распространить их учение не только на обычных людей, но и на владык, в частности, могущественного императора Германии Рудольфа II и польского короля Стефана Батория.
Хотя оба правителя приняли и выслушали Джона Ди достаточно спокойно, он сильно колебался перед поездкой в Польшу. Тогда голоса впали в ярость, прокляв математика и весь его род до пятого колена, и ему пришлось молить их со слезами на глазах, чтобы те смилостивились.
Все чаще посланцы «черного зеркала» намекали на то, что исход миссии принесет «очищение» для человечества и грядущий Конец Света. Измученный Ди начал чувствовать, что сходит с ума, и в итоге отказался от спиритических сеансов. Он оставил Келли в 1588 году и решил вернуться на родину.
Джон Ди снова оказался в своей любимой Англии, но его там уже никто не ждал. Дом в Мортлэйке оказался разграблен, большая часть великолепной библиотеки исчезла без следа. Ди попытался воспользоваться старыми связями при дворе, чтобы устроиться на достойную должность, но даже сама Елизавета прохладно встретила своего «агента «007».
Работа не клеилась, все валилось из рук, уважение и слава остались в прошлом, а по ночам в сны проползал злой шепот голосов из проклятого кристалла. В 1605 году в Манчестере разразилась чума, забравшая жизнь любимой жены и детей – проклятье «ангелов» все-таки настигло Джона Ди. Он переехал в Лондон, где и умер спустя несколько лет в абсолютной нищете и одиночестве.
В молодости Джон Ди мечтал о вселенском знании, в зрелости — о бессмертии, в старости – о покое, но не обрел ничего из желаемого. Можно было бы сказать, что из этого стоит вынести некий урок, но зачем? Джон Ди в любом случае предстает перед нами одной из ярчайших фигур эпохи Возрождения, символом для любых искателей знаний. Даже поддавшись невероятному соблазну, в конце концов, он смог остаться самим собой.
Комментарии (0)