Cносили старинный театр, нашли горшочек с золотом. История почти сказочная: кто-то вспомнит лепреконов, кто-то – Буратино, но, поскольку дело происходит в Италии, золото (почти предсказуемо) оказалось римским, а «горшочек» — вместительной каменной амфорой.
Адрес открытия – Италия, Ломбардия, город Комо, театр Крессони. Вернее, бывший театр: историческое здание 1870 года уже двадцать лет стояло заброшенным, и власти дали разрешение на его снос для строительства элитного жилья (фасад, впрочем, должны сохранить). Однако теперь будущим владельцам престижной недвижимости придется подождать: все работы остановились после того, как под развалинами театра строители обнаружили треснувший сосуд, доверху заполненный золотыми монетами.
Театр Крессони в Комо. Фото: immobiliare.it
Зал театра Крессони в Комо. Фото: Theo De Rycke / Facebook
Одного этого сосуда было бы достаточно для остановки строительства: прибывшие на место археологи сразу отметили его необычную форму, напоминающую амфору или погребальную урну с двумя ручками и крышкой, а также нетрадиционный для амфор материал – сосуд оказался не глиняным, а каменным, выточенным из стеатита (мыльного камня).
Амфора, найденная под развалинами театра. Фото: Corriere di Como
Содержимое найденной амфоры. Фото: Corriere di Como
Тем не менее внимание археологов предсказуемо быстро переключилось с сосуда на его содержимое. Никто из местных специалистов не видел золотых монет в таком количестве: кладов подобного размера и ценности в северной Италии никогда прежде не находили.
Со слов археологов СМИ уже сообщили, что сосуд содержит около 300 римских солидов V века нашей эры. Золотые солиды (от лат. solidus — твердый, прочный, массивный) были самой ценной, самой надежной денежной единицей Римской империи – как Западной, так и, позже, Восточной. На один солид, к примеру, можно было купить несколько сотен фунтов зерна.
Монеты из Комо имеют тот же вес, что и все ранее найденные солиды: 4,55 грамма. Несмотря на почтенный возраст, они превосходно сохранились, изображения на аверсе и реверсе отчетливо видны и проблем с датировкой клада, по всей видимости, не возникнет.
Итальянские журналисты подсчитали, что общая стоимость найденных монет может превышать миллион евро, и это без учета стоимости сосуда, который также имеет немалую историческую ценность, и других предметов, которые могут оказаться внутри.
Золотые солиды, найденные в Комо. Фото: eNCA
Однако эти подсчеты несколько преждевременны: сосуд и его золотое содержимое лишь недавно перевезли в государственный центр реставрации в Милане, где находка будет тщательно изучена, сообщает Science Alert.
Консервация, реставрация и лабораторные исследования находки могут занять больше времени, чем обычно: оказалось, что солиды были «упакованы» в плотные стопки с помощью какого-то органического материала, разложившегося за столетия. Монеты придется извлекать по одной, отделяя от остальных с большой осторожностью.
Пока ученые смогли успешно извлечь лишь 27 монет из предполагаемых трехсот. Все они были отчеканены в V веке при пяти разных императорах. Список правителей в хронологическом порядке выглядит так: Гонорий (годы правления 395-423), Валентиниан III (425-455), Либий Север (461-465), Антемий (467-472) и Лев I Макелла (457-474), император Восточной Римской империи.
Несколько из 27 монет, извлеченных из амфоры. Фото: LaPresse
Таким образом, среди 27 монет нет ни одной младше 474 года. В 476-м, как известно, Западная Римская империя прекратила свое существование, и это делает находку чрезвычайно любопытной: до недавних пор считалось, что денежные потоки в экономике агонизирующей империи значительно сократились, а такое фантастическое количество золота было просто непредставимо. Однако находки, подобные кладу из Комо, постепенно заставляют историков пересмотреть свои теории: о другом подобном открытии мы рассказывали в прошлом году, в статье «Находка в саду: голландские археологи рассказали историю последнего золота Рима» — вероятно, империя до последнего вздоха пыталась поддерживать видимость порядка, платя за это полновесным золотом.
Все это вызывает закономерные вопросы: кто, почему и при каких обстоятельствах спрятал гигантское состояние под будущим бывшим театром?
Пресс-конференция и презентация находки прессе. Фото: LaPresse
Исследователи говорят, что место находки показалось им «странным», неподходящим. Основную на сегодняшний день версию озвучила специалист по редким и древним монетам Мария Грация Факкинетти (Maria Grazia Facchinetti): «Монеты были спрятаны таким образом и в таком месте, куда можно было быстро попасть и быстро вынести сокровище в случае опасности». Иными словами, это был тайник в приметном месте (к примеру, «голландские» солиды были спрятаны в древнем кургане, который служил прекрасным ориентиром на местности) с возможностью быстрого доступа.
«Невозможно представить, что такое невероятное количество золота принадлежало одному частному лицу. Скорее всего, эти были «бюджетные», государственные средства, некий депозит, предназначенный для общественных нужд, и мы уже нашли несколько подсказок, это подтверждающих. Продолжение раскопок может дать нам новые зацепки», — сказал Лука Ринальди (Luca Rinaldi), суперинтендант по археологическому наследию Ломбардии.
Одна из таких подсказок – упаковка монет в сосуде. Солиды лежали не россыпью, а в аккуратных стопках, обернутых органическим материалом – это напоминает современный банковский способ упаковки монет. Помимо монет, исследователи обнаружили в сосуде небольшой золотой слиток, что также может говорить о казенном, а не частном, происхождении сокровища.
Органический материал, которым были обернуты стопки монет, разложился со временем. Фото: ANSA
С другой стороны, в римское время недалеко от «театра» располагался городской форум – главная деловая площадка для торговцев, жрецов и прочих состоятельных граждан, которым нужно было где-то хранить крупные наличные средства. Впрочем, версия об одиноком скряге, трясущемся над своим златом, тоже пока не исключается.
Самая многообещающая подсказка скрывается в истории города. Колонию Новум Комум (Novum Comum) на западном берегу озера Ларий (ныне озеро Комо) основал сам Юлий Цезарь, присвоив всем местным жителям римское гражданство. Это была территория Цизальпийской (предальпийской) Галлии, из чего следует, что совсем рядом находятся Альпы и пути к новым землям (от современного Комо до швейцарской границы всего 6 км), а местными жителями были галлы, они же кельты – давние, но успешно покоренные противники Рима.
За пять веков, прошедших со времен основания колонии, в Комо изменилось многое, кроме стратегического расположения на крупном озере в предгорьях Альп. В городе дислоцировались армейские подразделения для защиты северных подступов к центру империи и охраны дорог, ведущих через Альпы. А также здесь находился префект флота Комо (Classis Comensis), одного из «пресноводных» подразделений флота Римской империи.
Весьма вероятно, что найденное под театром золото предназначалось для выплаты жалования «солдатам и матросам», стоявшим на страже рубежей римской родины в смутное время. Но судьба империи уже была предрешена.
Сейчас историки пытаются восстановить историю места, где были найдены монеты. Театр Крессони был построен в 1870 году, а раньше, примерно с 1300 по 1700 год, здесь находились церковь и монастырь. Удивительно, что строительство прошлых веков не затронуло выбранный римлянами тайник, оказавшийся чрезвычайно надежным хранилищем. Археологи намекают, что при осмотре стройплощадки нашли следы римских построек, но что именно – пока не сообщают.
Стройплощадка на месте театра Крессони в Комо. Фото: Cusa
Помимо монет и золотого слитка, в сосуде были обнаружены два неких артефакта, без подробностей. Однако дальнейший «разбор» содержимого сосуда может выявить и другие ценные предметы, способные прояснить историю клада. Исследователи обещают сделать послойный анализ содержимого сосуда, чтобы выяснить, как именно монеты оказались внутри: одновременно или их подкладывали в «сейф» в течение какого-то времени.
«Историческая и культурная значимость находки бесспорна, но мы пока не знаем всех подробностей. Однако эти места оказались настоящим сокровищем для археологов, а это открытие стало еще одним поводом для гордости», — заявил Альберто Бонизоли, министр культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии, прибывший по такому случаю в Комо.
Что думают представители компании-застройщика – неизвестно: вместо элитного жилья на развалинах театра Крессони власти планируют организовать масштабные археологические раскопки.
Комментарии (0)