Парадокс, но факт. Несмотря на хронический товарный дефицит, в
На первый взгляд, кажется очень странным – зачем призывать людей покупать то, чего днём с огнём не сыскать в обычных магазинах? Но в этом был глубокий социальный и некоторый экономический смысл. Хотя сейчас его поймут не многие…
Так о чём нам может рассказать обычная советская
Сейчас, конечно, призыв копить на велосипед кажется очень странным. Двухколёсного друга может без проблем позволить себе даже человек умеренного достатка. Ведь
Факт первый. На картинке изображён велосипед «Прогресс» В-110 разработки Харьковского велозавода.
По сути, это первый массовый продукт такого вида: благодаря унификации он выпускался сразу на нескольких предприятиях в разных городах страны. Объёмы его производства доходили до полумиллиона изделий в год. Тем не менее, в конце 1950-х гг., когда этот рекламный плакат увидел свет, отпускная цена данной модели составляла 526 руб. А средняя месячная зарплата промышленного рабочего – 786 руб. до налогов. То есть, действительно, необходимо было копить.
Факт второй. Сама по себе активная реклама накопления преследовала две социально-экономические цели. Во-первых, таким способом как бы маскировался товарный дефицит: необеспеченные товарной массой
Кстати, факт третий, к сбережениям населения советская власть относилась, скажем так, без особого трепета. Например, в 1961 году прошла очередная денежная реформа, в результате которой вклады в сберкассах частично обесценились, поскольку никакого обещанного пропорционального изменения отпускных цен в реальности не произошло. Впрочем, это всё равно было чуть лучше, чем условия денежной реформы 1947 года, когда
В общем, народ надо было заманивать в сберкассы. Что советская реклама и старалась делать, выполняя госзаказ.
Факт четвёртый. Как ни крути, цена многих товаров долговременного пользования в СССР была завышена относительно доходов населения. И это также было одним из способов мобилизации сбережений для финансирования задач государства. Которое, заметим, само устанавливало и регулировало (чаще всего – повышало) оптовые и розничные
И связанный с нею факт пятый. ХВЗ, как и большинство формально гражданских предприятий был включён во всевозможные мобилизационные планы на случай войны. Кроме того, он выпускал и продукцию оборонного назначения. То есть, завышенные цены на потребтовары служили вдобавок источником финансирования военных расходов Советского Союза. И в целом это была довольно стройная система социалистической эксплуатации трудящихся, которые, впрочем, были этим обычно довольны. В том числе, благодаря пропаганде и такой вот рекламе, о чём она, конечно же, умалчивала.
А вы хотели бы возврата к такой счастливой советской жизни?
Комментарии (0)