За последнее время всё чаще озвучиваются случаи инциндентов между учениками и школьными педагогами. А порой происходят и настоящие нападения на учителей. Сам неоднократно писал об этих случаях в журнале. В Екатеринбурге старшеклассник напал на учительницу: диагностировано сотрясение мозга и учительница оказалась в больнице.
В Белгороде ученик устроил драку с учителем информатики. Москва, Псковская область...
Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, если их чадо оскорбляет педагога и устраивает потасовки с учителями. Предлагаются такие меры: если ребенок оскорбляет педагога - штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности - штраф предлагается увеличить в шесть раз - с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов - лишение свободы до трех лет.
Данные от общероссийского профсоюза образования: 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость.
Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы? - Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, - убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.
В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку законопроекта в защиту учителя. Рабочее название - "О статусе педагога". В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.
- Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке. Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают. Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, - рассказала Любовь Духанина.
Также одной из мер предлагается видеофиксация.
Подобным образом уже решается этот вопрос в европейских странах. И у нас тоже в некоторых школах ставят системы в\наблюдения. Или у педагога есть мобильный в\регистратор, прикреплённый на одежде. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить педагогу.
Однако, есть мнения и против усиления денежной ответственности за хамство и оскорбления учениками педагогов. Вот что сказала по этому поводу Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:
- Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.
Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.
Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних - все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.
У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.
Закон "о статусе педагога" давно назрел. И он нужен как для защиты учителя и повышения статуса педагога. Так и для самих учеников, которые хотят получать знания и учиться. Однако если в классе есть хулиган, на которого нет никакой управы, то сделать это крайне затруднительно.
Что скажете по этому поводу?!
3
Комментарии (0)