Читали с Оксаной на днях выступления и размышления на тему реформ, которые предстоят нашему образованию. И вроде бы, обо многом говорится правильно - про учебные материалы, методические подходы и разработки, про уроки труда и про труд общественно полезный. Но оставалось отчётливое впечатление, будто чего-то не хватает. И только после разговора с одной из давно знакомых нам учительниц мы поняли, чего именно.
По сути дела, очень мало сказано о том, что же изменится в жизни, работе и социальном статусе одной из главных составляющих учебного процесса. Да, мы имеем в виду учителей. Давайте немного поясню на довольно близком примере.
Вот представьте себе университет. У него есть корпуса, есть история, есть куча учебников, лекционного и методического материала на выбор - пользуйся не хочу. И представим себе, что так исторически сложилось - и вся прежняя профессура куда-то делась. На пенсию дружно вышла, уехала в другие ВУЗы, кого-то вынесли с кафедры вперёд ногами - неважно. И штат пришлось в срочном порядке восполнять: доцентами, варягами, кочевыми преподавателями. Прогноз? Скорее всего, качество учёбы изменится не в лучшую сторону. Поскольку мало знать материал - его ещё надо уметь подать. Да так, чтобы на лекции хотелось ходить, а не восполнять там хронический студенческий недосып.
С школой примерно так же, пусть и с некоторыми отличиями. Учить можно, даже имея на руках не самые первоклассные учебники и методические разработки. Главное, чтобы у учителя были силы и желание что-то донести до детей. А по факту получается, что много, много лет всё делалось так, будто учителя хотят от этой глупой привычки отвадить.
В итоге учителя в своей массе - люди бедные, зависимые, во многом бесправные и затурканные. Люди, которыми помыкают все, кому не лень. И получается, что мало что-то попытаться дать ученику - надо об этом написать кипу отчётов на тему "Как я провёл четверть". И потратить уйму времени и нервов на вещи, не связанные непосредственно с учёбой. А потом, если останутся силы - подработать репетитором (желательно, чтобы другие учителя и особенно начальство поменьше про это знало, иначе сочтут, что тебе живётся слишком весело, вольготно на Руси).
Вот и получается, что учитель, в массе своей, может быть, и рад бы дать детям побольше - да где же только взять силы на всю эту роскошь человеческого общения? Между прочим, наряду с врачами, учителя - это практически такая же группа риска в плане эмоционального выгорания.
Поэтому я считаю, что реформа образования невозможна без одного важного элемента в её концепции. То есть, без пересмотра роли учителя во всём этом деле. Это на нём всё держится. Поэтому учитель должен быть человеком уважаемым, социально и законодательно защищённым - и, естественно, не нищим. И заниматься обучением, а не отчётами кому бы то ни было о том, как он именно это делает.
Ну а поскольку среди читателей наверняка найдутся учителя, вопрос к ним - что вы сами можете ещё добавить ко всему сказанному?
Комментарии (0)