Между тем реальное понимание человеческой психологии - это сила, и еще какая. Поэтому я хочу вам рассказать о нескольких психологических экспериментов, которые дадут вам лучшее представление о человеке, чем пять лет психфака.
1. Первый эксперимент, который доказывает, что практически все психологи и психиатры пиздуны. (
В 1972 году David Rosenhan послал абсолютно здоровых людей в психбольницу на прием к врачу. Они должны были вести себя абсолютно нормально, за исключением одного безобидного момента - они должны были сказать, что чей-то голос внутри четко произносит одно из трех слов - Empty, Hollow, или Thud.
Ожидание было такое - врачи отнесуться к этому как к безобидной странности. Однако все здоровые люди были заперты в психушку. Одному бедняге оттуда удалось вылезти только через 52 день. Все пациенты были выписаны, как шизофреники.
Когда Розенхан обнародовал результаты - то в него полетели камни, за некорректность эксперимента. Тогда Розенхан предложил повторить его с теми же врачами и больницами. На этот раз из 193 пациентов психиатров удалось выявить 41 притворщиков. Проблема была только в том, что Розенхан сказал, что он пошлет притворщиков, но никого присылать не стал. Все выявленные притворщики были реальными больными.
Почему этот эксперимент очень важен? Потому что люди бездумно повторяют чушь фрейдистов и нлпшников. Если человек психолог или круче того - ПСИХИАТР, разве он может быть неправ? Он ведь ходил в УНИВЕРСИТЕТ или МЕДИНСТИТУТ, и там у него были УЧЕБНИКИ ПО ПСИХОЛОГИИ, по которым читали лекции ПРОФЕССОРА!
Я лично был шокирован, когда прослушивал курс психологии в своем университете в UC Davis. Профессор открытым текстом сказал, что он расскажет нам про Фрейда и про его модель, про Ид, Эго и Суперэго, и что мы должны давать на тестах правильные ответы. Но никакого Ида, Эго и Суперэго нет. И Фрейд (несмотря на все его заслуги) напридумывал очень много херни, которая не имеет никакого отношения к реальности, поэтому сам профессор в этот бред не верил и нам советовал относиться к материалу в учебниках критически.
2. Эксперимент второй, который доказывает, что мой профессор был прав (
Это старый эксперимент Соломона Эша. В комнату приглашалось несколько человек, якобы для проверки глазомера. Этим нескольким людям показывались линии разной длинны. И люди говорили, какая линия самая длинная или короткая. Все, кроме одного человека, были подсадными утками с четким заданием - после определенного момента начать давать неправильные ответы. Длинну линий, кстати, определить было очень просто. Однако, когда все начали давать неправильные ответы, треть из испытуемых начала тоже отвечать неправильно (в соответствии с большинством). Те же, кто продолжали давать правильные ответы, проявляли явный дискомфорт - одна девушка чуть не расплакалась, потому что она знала, что ее ответ правильный, а все давали неправильный ответ.
Этот эксперимент важен для понимания того, почему так много конформистов. Более того, он доказывает, что если вы поместите себя в общество пиздунов (ну, к примеру, станете профессиональным пиарщиком или маркетологом), то сами станете пиздуном и будете верить даже в самую галимую чушь. Совсем недавно этот эксперимент повторили с подключением сканнера головного мозга. Конформизм во многом нейрофизиологический феномен - не надо тешить себя мыслью, что раз вы умный, то вы нон-конформист.
3. О том, что даже хорошие люди могут делать плохие вещи, если они в роли подчиненных (
Была придумана легенда про эксперимент об обучаемости людей. Якобы проверялся тезис, что если человеку делать больно, то он будет обучаться быстрее. Набрали добровольцев, которые должны были нажимать на вольтметр и наказывать за неправильные ответы. На шкале вольтметра были нанесены разные метки - о том как больно будет людям.
На самом деле никакого электрошока не было и изучали людей, которые сидели у вольтметра. "Обучаемые" находились в другой комнате и давали неправильные ответы. Человек у вольтметра должен был влючать электрошок, постоянно повышая напряжение. В определенный момент "обучаемый" начинал кричать. Человек у вольтметра начинал нервничать и звать ученых, чтобы сказать, что обучаемому очень больно. На что ученый отвечал - "ничего страшного, это эксперимент ради науки, очень важно, чтобы вы продолжали". Потом "обучаемый" начинал умолять человека прекратить экзекуцию. Но ученый опять же говорил, что нужно продолжать. Потом "обучаемый" вообще переставал подавать признаки жизни. Но ученый настаивал, чтобы эксперимент был закончен, пока самый большой электрический разряд не был дан.
Цель эксперимента была узнать, сколько людей откажутся делать "обучаемому" больно, а сколько будут продолжать, просто потому что некий "ученый" настаивает на этом. Эксперимент показал, что 65% людей нажали на кнопку 450 Вольт (что могло убить "обучаемого"), просто потому что некто в роли авторитета (ученый) приказал.
Когда человек находится в роли подчиненного, то он может делать просто ужасные вещи, списывая это на то, что "начальство приказало".
Комментарии (1)