Бестиариями называют средневековые сборники зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах. Бестиарии составляли особый жанр в средневековой литературе, совмещавший в себе черты естественнонаучного сочинения и теологического трактата.
Характер их соответствует средневековому взгляду на природу,
соединявшему в себе пытливость ума с чувствами изумления и ужаса от
неизвестных сил и явлений; они представляют стройную смесь научных
познаний с баснословными сказаниями и символическими толкованиями.
Животные, растения и камни являются диковинными существами, полными
чародейственных сил и таинственного отношения к человеку.
мантикору, саламандру, антропофагов, псоглавцев и других. В том числе о
таких причудливых морских обитателей как Морской монах и Морской
епископ.
Морской епископ
Это существо по легенде жило в Балтийском море. Рождение этой легенды
относят к XVI в. По сохранившимся описаниям морской епископ напоминал
крупную чешуйчатую рыбу с острыми боковыми плавниками и плавником на
спине, якобы таким широким, что рыба могла использовать его вместо
плаща, и острым гребнем на голове, напоминающим епископскую митру, за
который данное существо и получило свое наименование.
По легенде, морской епископ впервые попался в сети польским рыбакам в
1433 г. Диковинное существо было доставлено королю. К морскому епископу
обращались по-польски и по-латыни, но он молчал в ответ, печально глядя
на людей большими прозрачными глазами.
При этом он отказывался от любой пищи и хирел на глазах. В конце
концов, он якобы сумел знаками упросить епископов отпустить его в море.
Епископам с большим трудом удалось уговорить короля, и наконец
благодарное существо, осенив окружающих крестом, навсегда скрылось в
водах Балтики.
Еще один морской епископ якобы попался с сети уже в Германии в 1531
г., но прожил в неволе только два дня. Именно его изобразил Конрад
Геснер в своей «Истории животного царства».
Предполагается, что морской епископ на самом деле является гигантской
мантой (скат), действительно имеющей головной гребень и широкие
плавники. Воображение легко может придать ей сходство с человеком.
Однако манты не водятся в Балтийском море, а обитают в тропических водах. Тогда какое существо это было на самом деле?
Манта
Морской монах
Морской монах обитал где-то в северных морях. Рассказы о «морском
монахе» известны со времен раннего Средневековья. Вот как, например,
характеризует необыкновенную «рыбу» создатель первой «естественной
истории» на немецком языке Конрад Мегенбергский (en:Konrad of Megenberg)
(1349 г.):
«Monachus marinus. Морским монахом называется чудовище в образе рыбы,
а верх, как у человека; оно имеет голову, как у вновь постриженного
монаха. На голове у него чешуя, а вокруг головы черный обруч выше ушей;
обруч состоит из волос, как у настоящего монаха.Чудовище имеет обычай приманивать людей к морскому берегу, делая
разные прыжки, и когда видит, что люди радуются, глядя на его игру, то
оно еще веселее бросается в разные стороны; когда же может схватить
человека, то тащит его в воду и пожирает. Оно имеет лицо, не совсем
сходное с человеком: рыбий нос и рот очень близко возле носа».
В первый раз чудовище, описанное как «рыба, напоминающая монаха с
выбритой тонзурой в капюшоне», было выброшено на датский берег во время
шторма в 1546 г.
Около 1550 г. «морской монах» попался в рыбацкие сети возле города
Мальмё (Швеция). И еще раз она попалась в сети в Дании, о чем
свидетельствует Арильд Хвитфельд сообщает в «Хронике Датского
королевства»:
"В 1550 году поймана возле Орезунда и послана королю в Копенгаген
необыкновенная рыба. У неё была человечья голова, а на голове монашеская
тонзура. Одета она чешуями и как бы монашеским капюшоном. Король велел
рыбу эту похоронить. С рыбы было сделано несколько рисунков, которые
были посланы разным коронованным лицам и натуралистам Европы."
«Рыба» была не слишком редкой, и время от времени попадалась в сети
вместе с сельдью. Пойманный в 1550 г. экземпляр хранился как «диковинка»
в подвалах королевского замка в Копенгагене, где его и нашел и
зарисовал для своей «Истории животных» Конрад Геснер в Цюрихе (1516—1565
гг.).
Сравнив эти рисунки со старинными описаниям «монстра», профессор
Стеенструп пришёл к выводу, что речь идёт о десятищупальцевой
каракатице, окрашенной обычно в чёрный и красный тона, с присосками и
бородавками на коже и присосками на щупальцах, которые легко принять
издали за чешую.
Таким образом, видимо, «морской монах» — легенда, возникшая из
обычной ошибки восприятия — подсознательного «дорисовывания» незнакомого
знакомым.
Япетус Стеенструп сравнил изображение Морского монаха из бестиария XVI века с гигантской каракатицей
Криптозоолог Бернард Хеулманс, со своей стороны, хочет видеть в «морском монахе» моржа.
Также существует мнение, отождествляющее «морского монаха» с
гигантским скатом, в германских странах именуемого «рыбой-монахом» или
же с серым китом.
Комментарии (0)