Ранним ярким весенним утром 1900 года большой гужевой фургон подъехал к мастерской Чикагского производителя камер Дж.А.Андерсона. Его новое произведение, самая большая в мире камера - "Мамонтова камера" - была готова к погрузке. Потребовалось 15 мужчин, чтобы загрузили её в фургон. После этого фургон компании Chicago & Alton Railway Station проехал в Брайтонский Парк, приблизительно в 6 милях от города. Там 900-фунтовую камеру выгрузили и несли четверть мили к подходящему месту. Под руководством проектировщика камеры, Джорджа Р. Лоуренса была сделана фотография поезда, а сам он вошёл в историю мировой фотографии...
Немного предыстории…
Компания «Chicago & Alton Railway» построила специальный поезд для обеспечения скоростного маршрута от Чикаго до Сент-Луиса и хотела запечатлеть сие многострадальное творение в веках. Г-н Чарлтон (один из директоров компании) полагал, что их поезд был самым солидным (комфортабельным, быстрым, технологически совершенным и … вообще самым-самым) в мире на тот момент. Вот и решил он заиметь фотографию (этого самого-самого) — шести длинных Пульмановских спальных вагонов, локомотива, тендера и всего остального.
«На ковёр» вызвали штатного фотографа компании г-на Лоуренса и поставили задачу: фотография 8 футов длиной для «Alton Limited.» Фотограф почесал затылок и объяснил, что поезд придётся сфотографировать частями, которые потом необходимо склеить в одно целое во время процесса печати. При этом, фотограф не умолчал и о том, что такая фотография не получит абсолютной правдивости перспективы, и о том, что стыки невозможно при склейке убрать полностью.
Как говорится, "надо - значит надо". Лоуренс аппарат сконструировал.
А изготовлена камера была Дж. А. Андерсоном из Чикаго. Потребовалось два с половиной месяца, чтобы ее построить. Корпус фотокамеры из массива вишни. Позади камеры установлен видоискатель. Конечно это был не сложный видоискатель, как у современных «зеркалок» - просто пара рамок из обычного матового стекла (из полупрозрачного целлулоида) Раздвижная станина приблизительно 20 футов длиной (когда полностью раскрыта) с возможностью регулируемого движения (подвижная передняя и задняя часть).
Мехи сделаны из тяжелой прорезиненной ткани, каждый сгиб которых усилен деревянными рейками, 1/4 дюйма толщиной. Изнутри мехи обтянуты плотным черным холстом для двойной защиты от проникновения света. Сорок галлонов клея пошли на изготовление и 500 футов древесины, чтобы укрепить их. Мехи разделены на четыре секции, каждая из которых поддерживалась рамкой, установленной на маленьких колесах, которые двигались по направляющим.
Держатель пластины несколько отличается от тех, к которым мы привыкли. Каждый ролик 3/8 дюймов толщины был закрыт тремя слоями светостойкого материала. Держатель пластины установливался на ролике шарикоподшипника. По словам очевидцев — механика аппарата изготовлена с такой тщательностью и точностью, что двигать мехи и настраивать аппарат мог бы даже ребёнок. Это при том, что вес камеры составил 900 фунтов, а в комплекте с гигантской пластиной - 1 400 фунтов.
Пластины для этой гигантской камеры являются также самыми большими из когда-либо произведенных в истории фотографии. Они сделаны в Сент-Луисе и покрыты фоточувствительным составом полностью вручную. Для изготовления одной пластины необходимо было 5 галлонов состава и 8 человек. Каждая изохроматическая пластинка, изготовленная The Cramer Company of St Louis стоила $1600.
Компания Bausch and Lomb Optical Company of Rochester выпустила два объектива для этой камеры, по патентам Zeiss.
Первый — широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 5.5 фута (1700 мм), второй объектив, которым и была сделана фотография поезда, представлял собой rectilinear с фокусным расстоянием 10 футов (3048 мм). Камера транспортировалась на плоском грузовой платформе, а для перевозки там, где не было железнодорожной колеи, использовался специально изготовленный фургон.
Но все-таки - для каких же целей была построена фотокамера 5000$ ценой? Между прочим, за такие деньги можно было купить приличный дом.
Дело в том, что Chicago & Alton Railway, действительно, гордились своим поездом, а в это время проходила Парижская выставка 1900 года. Так вот, вместо того, чтобы отправлять во Францию сам поезд, Chicago & Alton Railway решила, что стоимость создания огромной фотографии экономически будет более выгодной.
Три фотографии были изготовлены и посланы в Париж. Они были предназначены для выставки в Правительственном здании Соединенных Штатов, железнодорожной выставки, и фотографической секции.
Однако, заявление, что каждая фотография была изготовлена с использованием одной фотопластины, было встречено скептически. Никто в Париже никогда не слышал о камере, способной к созданию таких больших пластин (они были почти три раза больше размером самых больших известных пластин). Даже показания под присягой, данные Лоуренсом и чиновниками Chicago & Alton Railway, были подвергнуты сомнению.
Французский Консул в Нью-Йорке был послан Чикаго, чтобы проверить существование камеры вообще и наблюдать ее работу в частности. Его положительный отчет удовлетворил сомнения в умах управления Выставкой, и это привело в конечном счете к решению присудить Лоуренсу "Приз для Лучшего фотографа в мире".
Лоуренс нашел свою нишу. Он фотографировал большие группы людей и объемные пространства, будучи вне конкуренции благодаря ряду изобретений. Он получил несколько новых составов порошка для вспышек и усовершенствовал принципы использования электричества для получения искусственного света.
В 1899 году он получил специальный приз Американской ассоциации фотографов за свои достижения в области освещения. Опыты с синхронизацией вспышки не прошли для Лоуренса даром. Его лаборатория регулярно оглашалась взрывами, в результате одного из них он почти оглох на правое ухо. Другой взрыв был так силен, что Раймонд, маленький сын Джорджа, вылетел из окна!
А знаменитая фотография солдат была произведена этой камерой уже в Европе в 1903 году, в Варшаве. На ней - солдаты и офицеры Кексгольмского полка в полном составе (более 1250 человек). Снимок, по некоторым сведениям, был заказан Австрийским монархом, который был почетным шефом подразделения. Поводом же для фотографирования стала отставка командира полка. Для съемки были построены специальные леса в 25 рядов на 50 человек в каждом, а расстановка личного состава по росту и взводам заняла больше семи часов.
Лейб-Гварии Кексгольмский Императора Австрийского полк
Эта фотография просто потрясает - при увеличении отдельных фрагментов можно получить фотографические портреты каждого из солдат. Непревзойдённое качество и по нынешним временам. И никакого «цифрового зума» и никаких искажений!
Комментарии (0)