Самое интересное

Легендарные советские велосипеды

"Кама", "Орленок", "Урал", "Турист"... К началу велосипедного сезона мы решили
вспомнить велосипеды, уже ставшие приметой времени. Без них нельзя
представить прошлого…

Кама

Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В
конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все
равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться - советские дети
потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались
родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой
достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать
её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином).
Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого
диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах».
В-третьих – выпускались складные «Камы».

Особым шиком было
сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей
позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от
противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных
цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились
зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы
можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы»,
найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.

«Каму»
обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля
вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё:
на крылья крепились брызговики из резины или линолеума. Хотя, у нас на
районе считалась, что «Кама» круче без крыльев. А у вас?

Урал

«Урал» - это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок.
Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским
людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших
грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На
«Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали
катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и
насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.

«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного
велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому
человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один
«Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

Москва-80

«Москва-80» - это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине,
что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось
немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине
70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал
вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать
вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный
велосипед – это одно,  довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего
времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из
высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего
8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи
выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение
машины в ущерб надежности.

Катать домашнюю Олимпиаду на нем не
рискнули,  советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах
итальянской фирмы  Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной
гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов
«М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе, но в свободной
продаже их не было. Выпускались эти советские супервелики по
индивидуальным заказам.

Турист

Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное
отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии
нескольких скоростей. В случае «Туриста» - четырех. Во время долгих
поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов)
этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя
бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в
заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами
(помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с
завода с фарой и чудом техники - динамо-машиной.

Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою
форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать
спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными
тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был
самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов.
Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень
достойная и надежная машина.

Орленок

«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит –
почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского
ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы
его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего
этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не
рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки
велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов,
так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были
такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу
вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии.
Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.





Источник: Легендарные советские велосипеды
Автор:
Теги: история бахрома быль Велосипед вера Время

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Салат Чайка за 5 минут, которым гордились советские рестораны.
Салат Чайка за 5 минут, которым гордились советские рестораны.
0
Застолье 00:01 10 ноя 2024
Советские вещи, которые до сих пор актуальны
Советские вещи, которые до сих пор актуальны
4
Человек познаёт мир 07:58 25 сен 2024
Легендарные советские блюда, которые раньше готовили почти все, а сегодня о них забыли
Легендарные советские блюда, которые раньше готовили почти все, а сегодня о них забыли
4
Советы по домоводству 09:01 27 окт 2021
Какие проверенные способы сэкономить знали советские хозяйки
Какие проверенные способы сэкономить знали советские хозяйки
1
Человек познаёт мир 07:30 18 окт 2024
Легендарные исчезнувшие континенты
Легендарные исчезнувшие континенты
0
Жизнь прекрасна 06:30 21 авг 2022
Легендарные киноактёры из прошлого века, которые до сих пор живы
Легендарные киноактёры из прошлого века, которые до сих пор живы
11
Интересный мир 22:07 29 ноя 2022
Велосипеды, какими вы их ещё не видели (18 фото)
Велосипеды, какими вы их ещё не видели (18 фото)
0
Это надо видеть! 01:30 14 сен 2016
12 фото о том, как развлекались советские дети зимой
12 фото о том, как развлекались советские дети зимой
11
Женский каприз 10:30 15 дек 2021
Я ненавижу велосипеды
Я ненавижу велосипеды
0
Интересный мир 07:50 21 янв 2017
Салат Чайка, которым гордились советские рестораны: Быстрый вкусный и простой!
Салат Чайка, которым гордились советские рестораны: Быстрый вкусный и простой!
0
Застолье 23:27 06 окт 2024
Какие советские женские имена снова входят в моду?
Какие советские женские имена снова входят в моду?
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:44 03 окт 2024
5 практичных причин, почему советские женщины носили комбинации под одеждой
5 практичных причин, почему советские женщины носили комбинации под одеждой
5
Человек познаёт мир 18:30 01 окт 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства