В интернете снова обсуждают реплики некого профессора, возмущённого «катастрофой» в нашем образовании — оказывается, аж 25% школьников «практически ничего не вынесли из курса математики средней школы».
По этому поводу есть отличная русская поговорка — не ругайте зеркало за недостатки вашей внешности. ЕГЭ — это как раз и есть то самое зеркало, которое показывает реальное качество работы школы. И если зеркало показывает, что 25% школьников знают математику на уровне человекообразных обезьян, значит нужно не отворачиваться в ужасе от зеркала, а разбираться, почему же наши школы работают столь неэффективно.
Так-то, конечно, очень приятно было бы отменить ЕГЭ вовсе. Все выпускники получали бы свои комфортные тройки, четвёрки и пятёрки, а наивные профессора пребывали бы в уверенности, что уж квадратные-то уравнения решать умеют все. Тот факт, что половина выпускников школ не сможет самостоятельно определить разницу между 1/3 и 30%, не огорчал бы уважаемых, оторванных от реальной жизни профессоров.
Есть две причины, по которым ЕГЭ вызывает ненависть в определённых кругах. Первая — ЕГЭ резко снизил масштабы коррупции, лишив тем самым приёмные комиссии вузов сытнейшей кормушки. Если ещё 10 лет назад места в главных московских вузах были плотно забиты «блатными», теперь туда спокойно поступают ребята без денег и связей.
Замечу мимоходом, что проблема «стобалльников из регионов» действительно есть — если в Москве и Петербурге за ходом экзаменов следят весьма строго, то в южных и восточных регионах купить ЕГЭ хоть и сложно, но всё же возможно. Однако даже с учётом этого обстоятельства коррупции стало значительно меньше. Грубо говоря, теперь вместо 100% блатных в самые модные московские вузы поступают 80% способных ребят и 20% неучей с купленным ЕГЭ.
Вторая причина, по которой ЕГЭ вызывает у некоторых сильнейшее недовольство — тот самый эффект зеркала, о котором я упоминал в начале статьи. Отказываться от иллюзий всегда больно, и признавать тот факт, что современное школьное обучение является в значительной степени профанацией, очень тяжело.
Плавно перехожу теперь к основной теме статьи. Хоть советское образование и имело массу недостатков (мы с вами обсуждали их в предыдущих статьях), однако у советского образования был один весомейший плюс. Советский учитель не боялся ни ставить двойки в четверти, ни оставлять двоечников на второй год. Даже не слишком заинтересованные в грызне гранита науки ученики всё же имели в те времена достаточно мотивации, чтобы хоть что-нибудь, но выучить.
Сейчас такой мотивации у школьников нет. Они знают, что тройка будет у них в любом случае, даже если учить предмет они не будут принципиально. Результат налицо — первый же честный экзамен в жизни школьников — ЕГЭ — оборачивается стрессом, паникой и шокирующей наивных людей статистикой.
Исправить ситуацию можно двумя способами. Способ первый — отменить ЕГЭ и перестать контролировать знания школьников вовсе. Тогда все будут получать хорошие оценки, и можно будет сделать вид, будто ½ и ¼ могут сложить если не 100% школьников, то уж 99,5% так наверняка.
Способ второй — легализовать двойки. Разрешить учителям честно оценивать знания детей. Это немедленно высветит проблемные места, к решению которых можно будет осмысленно приступить.
Я знаю, что мне сейчас скажут практики. Мне скажут, что значительная часть школьного контингента — каждый десятый школьник, допустим — в принципе не способна сейчас уяснить что-либо за пределами деления столбиком и элементарной геометрии.
Соглашусь. Если делать всё по уму, надо менять кардинально школьную программу, делая её гибче и честнее. В упрощённом варианте это может выглядеть так.
1. Каждый ребёнок при поступлении в первый класс проходит нехитрые испытания, по итогам которых ему назначают уровни по математике, русскому и по прочим предметам.
2. Обучение идёт не по возрасту, а по уровням. Если девятиклассник знает математику на уровне пятого класса, он учится математике с пятиклассниками. Если пятиклассник владеет предметом на уровне девятого класса, он учится с девятым классом.
3. Процесс обучения отдаётся во многом на откуп самому ученику, и преподаватели следят только за тем, чтобы он учился, а не маялся от безделья.
4. Переходу с уровня на уровень уделяется большое внимание, дабы получить новый уровень «на халяву», не продемонстрировав нормальных знаний, было очень сложно.
5. Уровней, соответственно, должно быть много — не меньше сотни в той же математике, чтобы переход на каждую следующую ступень был относительно лёгким.
Эти меры позволят сохранить комфортное подталкивающее давление на школьников все 11 лет обучения. Сейчас, для справки, детей сначала долгие годы практически не контролируют, а потом резко ставят перед фактом: вы должны выучить пропущенный за годы симуляции учёбы материал и одним прыжком преодолеть высокую стену ЕГЭ.
Само собой, внедрить такую систему обучения будет непросто. Надо будет напрячься, свернуть с накатанных рельсов, приложить массу организационных усилий. Надо будет как-то объяснить лицемерам, что значительная доля школьников не выносит сейчас из школы никаких знаний, и что попытка задрапировать этот факт вымученными тройками не исправляет ситуации.
Вместе с тем в масштабе отдельно взятой школы организовать эксперимент, возможно, кто-нибудь и решится. Уверен, результаты будут замечательные — честность плюс современные технологии обучения могут при должном усердии сотворить настоящие чудеса.
Комментарии (0)