Атанасиус Кирхер (1602–1680) - девятый ребенок в семье профессора теологии Иоганна Кирхера. Получил прекрасное образование. Закончил иезуитский колледж, где изучал математику, физику, логику, философию и языки - латынь, греческий и древнееврейский. В 26 лет получил докторскую степень. Профессор математики, философии и восточных языков Вюрцбургского университета.
Во время 30-летней войны бежал от протестантов сначала в Авиньон, а потом в Рим.
Издал 40 книг: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, учение о логарифмах, астрономия, хронография, география, акустика, диоптрика и катоптрика, механика, статика, гидрология, гидротехника, пиротехника, криптография, фортификация, топография, химия, архитектура, строительная механика, музыка, телескоп, микроскопы, магниты и их свойства, гидравлические органы, автоматы, пневматические машины, водолазные колокола, военная тактика и стратегия и т.д.
Построил специальную машину, с помощью которой можно получить нотную запись песен птиц. Привел нотную запись голосов курицы, петуха, кукушки и перепела. Разбирал влияние музыки на человека в зависимости от его темперамента.
Изобрел прибор для слабослышащих и мегафон. Описал фосфоресценцию и флуоресценцию. Сконструировал магнитные часы.
(
Кстати, просто модернизировал подслушивающие трубы из некоторых древних храмов, насколько я понимаю... Хотя мог и сам придумать, конечно...)
Первый описал искусственно вызванное каталептическое состояние у животных. Доказал, что прутик лозоходца не реагирует на воду или металл, если не находится в руках человека (и этим спас множество невинных людей - с помощью этого прутика искали убийц).
Сделал несколько гидравлических музыкальных автоматов. Построил прообраз синтезатора, на котором можно было получать различные тембры духовых, струнных и шумовых инструментов, а так же программировать мелодии в пределах звукоряда инструмента.
Первый применил микроскоп для изучения крови больных чумой и пришел к выводу, что болезнь вызывается микроорганизмами. Он же предложил действенные меры для борьбы с болезнью - изоляция, карантин, сжигание одежды заболевших и ношение защитной маски.
Спускался в кратер вулкана Этна на Сицилии. Создал теорию вулканизма и циркуляции воды внутри тела Земли. По его мнению, ядро Земли представляет собой огненно-жидкую массу, окруженную твердой корой, в которой находятся очаги магмы, изливающейся через жерло вулканов. Был одним из инициаторов первой магнитной съемки Земли.
Создал географическую карту Атлантиды. Ее очертания довольно точно соответствуют неизвестным еще во времена Кирхера линиям глубин океана.
Изобрел первый в мире проекционный аппарат, включающий и источник света, и диапозитив, и оптическую систему, и экран
Родоначальник системного анализа. (
Хех... Не того системного анализа... Но толчок многим наукам дал нехилый...) Собрал все известные к тому времени сведения о Египте. Для изучения древнеегипетских иероглифов выучил сирийский, халдейский, арабский и коптский. Фактически Кирхер заразил Европу интересом к Египту. Придумал стройную (хотя и ошибочную) систему расшифровки египетских иероглифов. Тем не менее разработал совершенно верную теорию о том, что коптский - позднейшее развитие древнеегипетского. Кирхер также создал грамматику коптского языка - на нее опирался Шампольон, расшифровавший иероглифы
Фактически открыл для христиан Каббалу - представив изображение каббалического древа сефирот именно в том виде, в котором оно было бы доступно и понятно христианским читателям. Вывел семидесятидвукратное имя Бога, знаменитый шемхамфораш, произнеся который Моисей заставил расступиться воды Красного моря
Выпустил "Иллюстрированную Энциклопедию Китайской Империи", в которой обобщил все сведения, известный о Китае - Кирхер состоял в переписке с более чем 760 ученых и врачей.
Создал «машину метафор». Основал Кирхенариум - уникальное собрание древностей и редкостей со всего мира. Кирхер был первым ученым, который смог жить и работать за счет продажи своих книг.
Высчитал, что, если бы Вавилонская башня достигла неба, она бы перевернула Землю. Рассчитал размер Ноева ковчега.
Через несколько лет после его смерти по его чертежам была построена вычислительная машина, которая могла выполнять сравнительно несложные арифметические, геометрические и астрономические вычисления. Кроме того, она могла шифровать сообщения, вычислять даты Пасхи, а также сочинять музыку. Руководство по эксплуатации этой машины состояло из 850 страниц, а "алгоритмами" были стихи на латинском языке, которые пользователи должны были учить наизусть.
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 — 1519) - великий итальянский художник и изобретатель. Гений, опередивший свое время на несколько веков. Гуманист. Человек, который изобрел танк, вентилятор, водолазный костюм, пулемет, парашют, велосипед, вертолет, автомобиль, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло, текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, печатные машины, деревообрабатывающие и землеройные машины, приборы для шлифовки стекла, металлургические печи...
За исключением первого пункта, все остальное сомнительно. (
Не согласен, но давайте по порядку...)
Леонардо да Винчи не получил никакого образования, кроме художественного, более того, он никогда не учился даже в начальной школе. Четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение подмастерьем художника в мастерскую живописца и скульптора Вероккьо. Через шесть лет, заплатив 32 сольди, Леонарда был принят в цех флорентийских художников
Как художник Леонардо постоянно срывает все сроки. В 1478 Леонардо получает первый крупный заказ: написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио. Леонардо тянет с этой работой пять лет. В результате работа так и не была закончена, и заказ был передан другому художнику.
В 1480 году да Винчи был приглашен в Милан ко двору герцога Людовико Сфорцы в качестве музыканта и импровизатора.
Леонардо получает заказ украсить новую залу Большого Собрания. Одновременно с ним получает заказ и Микеланджело Буонарроти, которому была отдана вторая часть стены. Леонардо начинает просушивать работу и огонь уничтожает все.
Великий Микеланджело вообще не считал Леонардо живописцем. Он утверждал, что его служанка понимает в живописи и скульптуре гораздо больше, чем Леонардо. Микеланджело всю жизнь называл да Винчи «миланским скрипачом».
Да Винчи начинает работать над проектом конной статуи - 7 метров высоты. 80 тонн бронзы. Почти 16 лет работы. И все ограничивается гипсовой моделью.
Леонардо вообще страдает гигантоманией. Совершенно нереальный каменный мост через Босфор: высота 40 метров, длина 350 метров. Без единой опоры.
Гигантский 25 метровый арбалет. Колоссальный экскаватор способный вырыть ров шириной 18 и глубиной 6 метров.
Дело в том, что Леонардо был очень плохим математиком. (
Правда. ИМХО, именно поэтому его проэкты и не могли воплотить в жизнь - они соблюдали художественные пропорции, а не физические.) В 1495 года в Милан прибывает монах-францисканец Лука Пачоли, известный математик и теоретик бухгалтерского учета. В "Атлантическом кодексе" Леонардо есть запись: "Научиться у мессера Луки, как умножать квадратные корни". Кстати, Леонардо не научился решать квадратные уравнения.
Но зато Леонардо был прекрасным манипулятором. Он был "красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании, фехтовании".
Сохранилось резюме Леонардо, которое он написал для Людовико Сфорца, правителя Милана:
Высокочтимый синьор, вдоволь насмотревшись на творения рук тех несносных выскочек, которые воображают себя подлинными мастерами и изобретателями орудий войны, и окончательно убедившись в том, что устройство и применение оных орудий ни в каком отношении не отличается от тех, которые повсеместно используются на полях сражений, я взял на себя смелость без малейшего ущерба для третьих лиц предложить Вашему Высочеству свои услуги с тем, чтобы ознакомить Вас с моими секретами; после чего я мог бы в любой удобный для Вас момент всецело предоставить себя самого в милостивое Ваше распоряжение и продемонстрировать Вам все те приспособления, какие я тут кратко перечисляю.
1. У меня есть готовые чертежи мостов, очень легких и прочных — притом, что возведение их не потребует особых трудов.
2. На случай осады какого-нибудь городка, я точно знаю, как откачать воду из крепостных рвов и как соорудить бессчетное число штурмовых лестниц и прочих полезных орудий.
3. Если же из-за высоты крепостного вала и укрепленности города или по причине особо выгодного его местоположения оказалось невозможно сокрушить его метанием ядер, мне известны верные способы разрушения любой цитадели или крепости, даже если она стоит на скале.
4. У меня есть чертежи для изготовления артиллерийского орудия, очень удобного и легкого для перевозки, с помощью же оного можно закидать врага градом мелких камней.
5. На случай морского сражения, у меня есть чертежи для постройки всяческих хитроумных приспособлений, которые наилучшим образом годятся как для нападения, так и для обороны, а также судов, которые способны устоять перед огнем мощнейших орудий, ибо оные не боятся ни пороха, ни дыма.
6. Кроме того, я знаю, как пройти с войском в любое место, куда Вашему Высочеству угодно будет пройти, пробираясь пещерами и хитроумно-извилистыми подземными ходами, каковые роются таким образом, что никто не услышит ни малейшего шума — даже если для этого пришлось бы сделать подкоп под рекой.
7. Вдобавок, я умею мастерить повозки, крытые железом, безопасные, надежные и неприступные; оснащенные пушками, они вихрем врезаются в сомкнутые шеренги врага, и никакое войско, сколь хорошо бы оно ни было вооружено, не могло бы перед ними устоять. А идущая позади них пехота сможет продвигаться вперед без малейшего ущерба для себя, не встречая на своем пути никакого сопротивления.
8. А также, если в том, возникнет нужда, я умею изготовлять пушки, мортиры и легкие артиллерийские орудия, вида весьма пригожего и изысканного, а к тому же — очень удобные в обращении и совершенно отличающиеся от тех, которые применяются повсеместно.
9. Там, где невозможно использовать артиллерию, я могу снабдить войска баллистами, катапультами, стремянками и прочими замечательно эффективными приспособлениями, каких нет ни у кого из наших врагов. Короче говоря, как бы ни складывались обстоятельства, я могу предоставить в Ваше распоряжение любое количество всевозможных наступательных и оборонительных орудий.
10. В мирное время я, как мне кажется, не хуже любого другого способен полностью удовлетворить любые Ваши запросы в том, что касается архитектуры и строительства зданий — как для общественных, так и для частных нужд, и в устройстве водопроводов из одного места в другое.
11. Кроме того, я умею ваять скульптуры из мрамора, бронзы и глины; мне подвластна также и живопись, в каковой труды мои способны выдержать сравнение с творениями любого другого мастера, кто бы он ни был.
12. Сверх того, я готов взяться за работу по отливке бронзовой лошади, которая долженствует увековечить блаженную память о Вашем августейшем батюшке и воспеть в потомстве нетленную славу великого рода Сфорца. А если любая из вышеупомянутых вещей покажется кому-нибудь невыполнимой или невозможной, я предлагаю Вам испытать меня в Ваших охотничьих угодьях или в любом другом месте, где будет угодно Вашему Высочеству, которому я отныне со всевозможным смирением предлагаю свои скромные услуги.
Леонардо да Винчи 1482 г.
(
А еще его можно назвать отцом пиара...
)
Кто же откажется от такого человека? Дельные люди ценились очень дорого.
Выражение "Капитан покидает корабль последним" не из тех времен - капитан мог стоить дороже корабля, груза и команды вместе взятых. (
Вот только не брали их вслепую - проверяли по полной...)
Сфорца назначает Леонардо огромное жалованье - 5 тысяч дукатов в год и предоставляет жильё в самом центре города (дукат весил 3,5 г и чеканился практически из чистого золота - да Винчи получает в месяц почти 1,5 кг золота).
Интересно, как собирался Леонардо останавливать французов, которые потом дважды возьмут город? (кстати сам Леонардо затем перейдет к ним на службу). Где те повозки с пушками, которые "вихрем врезаются в сомкнутые шеренги врага"?
Не совсем понятно, почему это называют танком. На самом деле это скорее сухопутный корабль. Там даже есть лестницы для марсовых.
Представьте сколько будет весить этот деревянный, "крытый железом" корабль. Добавьте множество пушек на лафетах по периметру, запасы ядер и пороха, орудийные расчеты, командный пункт... Что же будет толкать вперед этого многотонного монстра? Сначала Леонардо хотел поставить в середину двух лошадей, но потом, решив, что животные испугаются орудийных залпов предложил заменить их на команду из 8 человек.
Прекрасно! По бездорожью. (
Зато задумка какова!)
И так во всем. То, что называют автомобилем Леонардо - трехколесная повозка, которая заводилась ключом. (
Ну а кто сказал, что автомобиль не может механическим быть?)
Вертолет Леонардо. С винтом из тонкого льна, пропитанного крахмалом диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу (разумеется такой мощности было бы
недостаточно и, кроме того, даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси. (
Идея реализовалась в виде тканевых крыльев для самолетов...)
Химическое оружие? Очень просто:
"Если хочешь сделать зловоние, возьми человеческие экскременты, вонючую лебеду, если таковой не найдешь, используй капусту или свеклу. Вместе положи все это в стеклянную банку, хорошо закупорь и на три месяца держи под навозом, затем брось, где хочешь произвести зловоние, так, чтобы она разбилась".
И получается очень интересная вещь. Все "изобретения" Леонардо очень четко делятся на две группы:
или стопроцентное попадание - и почему то все эти изобретения уже были известны к концу 18 века - когда были найдены черновики Леонардо или стопроцентный промах - как раз из области еще неоткрытого.
Хотя есть еще одна группа - это поздние открытия.
Например, знаменитый велосипед Леонардо - грубая подделка шестидесятых годов двадцатого века.
Знаменитый велосипед Леонардо. Бросаются в глаза две вещи:
1. Подозрительно похож на настоящий.
2. Почему прекрасный рисовальщик Леонардо изобразил педали ниже уровня земли - попробуйте прокатиться на таком?
И еще: велосипед нарисован графитным карандашом. Графит был открыт в Камберленде лет через тридцать после смерти Леонардо.
(
Ну, велосипед действительно фейком воняет...)
Как получилось, например, что разрывные снаряды или система наведения артиллерии, повышающая точность стрельбы в несколько раз не была внедрена профессиональными военными? Людьми, очень восприимчивыми к техническим новинкам?
Тем более учитывая, что Леонардо был придворным инженером и обладал очень серьезным влиянием. (
Зато не мог привести расчеты и выкладки, а без этого...)
Почему Леонардо не оказал совершенно никакого влияния на технический прогресс? Не написал ни одной книги?
Почему в век пороха он занимался пращами, паровыми пушками и катапультами? (
Ну, это-то как раз рационально...)
Единственное настоящее изобретение, которое хоть как-то пытаются приписать Леонардо - колесцовый замок для пистолета (для получения искры пистолет заводился ключом) - вещь, безусловно замечательная, но с большой долей вероятности изобретена была до него немецкими часовщиками. (
В часах - может быть, но не в оружии.)
А теперь сравните:
Лесопилка. Достоверно.
Токарный станок. Очень похоже.
Дело в том, что черновики Леонардо появлялись постепенно. Сначала бесценные заметки принадлежали ученику Леонардо, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII—XIX вв.
И все, придуманное Леонардо было уже изобретено во время великой промышленной революции.
А "открыл" инженера Леонардо некий Карло Аморетти - первооткрыватель черновиков Магеллана.
Иногда возникали вопросы - как же так... некоторые механизмы не работают без шарикоподшипников...
Пожалуйста: в 1967 году новая чудо-находка - Мадридский кодекс.
Вот вам шарикоподшипник. Как настоящий.
А вот хотите - коробка передач. Нам не жалко.
Более того - арифмометр, по которому IBM сделала работоспособную 13-разрядную суммирующую машину.
Может быть робота хотите?
Не вопрос.
2005 год. Найдены новые черновики Леонардо
Мне кажется, что гениальный изобретатель да Винчи - фейк, созданный для поддержания чувства национальной гордости.
Комментарии (0)