Самое интересное

Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии

На днях московский Центр организации дорожного движения вместе с ГИБДД рассказал о самых опасных московских улицах и запустил предупреждение о них в Яндекс.Навигаторе. В основном туда попали хорды и вылетные магистрали, которые совсем недавно были реконструированы.

Это довольно распространённый в России способ перекладывания ответственности: у нас тут кто-то сделал опасные улицы – вот их список, и будьте аккуратнее. Ни один полицейский, градостроитель или проектировщик не несёт ответственность за гибель людей. Всё ведь сделано по ГОСТам, а если там кто-то гибнет, то сами виноваты.

В этом кардинальное отличие подхода к уличному движению у нас от подхода в странах Европы и США. В государствах загнивающего Запада сегодня принята концепция нулевой терпимости к смертям. После каждой аварии с пострадавшими там проводится расследование, а первостепенную ответственность несёт государство. Даже если всё сделано по стандартам, то всё равно можно лишиться должности или свободы: ты специалист, поэтому должен был предвидеть опасные участки и обезопасить их. Стандарты задают рамки допустимого, а конкретное решение всегда принимает разработчик.

Теперь давайте посмотрим на дороги и улицы Норвегии, одной из самых безопасных стран мира: по данным ВОЗ, на 100 000 жителей в автокатастрофах здесь погибает 3,8 человек. В России, для сравнения, это 18,9 человек.


Искривление траектории

Если вам приходится знаками и плакатами просить водителей снизить скорость, то ваша улица или дорога сделана неправильно. Глупо делать прямую как стрелку огромную дорогу, а потом ждать, что люди будут чинно ехать там со скоростью 20 км/ч. Окружающие условия должны убивать саму мысль ехать быстро – для этого на улицах в жилых зонах и во дворах делают шиканы:

301



Сделать такое можно за счёт парковки в шахматном порядке, кадок с растениями, клумб или даже велопарковок – решение можно найти при любом бюджете.

160




Изменение уровня

Мы привыкли к делению улицы на тротуар и проезжую часть – такое зонирование часто усыпляет внимание водителей. Поэтому приподнятые до уровня тротуара переходы или целые перекрёстки хорошо успокаивают трафик: водители чувствуют себя не так комфортно и ездят более аккуратно.

200



Приподнятые переходы выступают в роли лежачих полицейских, а заодно сохраняют ноги людей сухими: вода просто стекает с них:

220




Изменение покрытия

В головах наших людей глубоко укоренилось равенство в "асфальт = дорога". Это плохо, потому что улица и дорога – разные вещи. Голландцы очень любят на улицах в жилой зоне всё мостить кирпичом и брусчаткой, чтобы водители на интуитивном уровне понимали, что здесь нужно ехать аккуратнее. В Норвегии тоже так умеют:

200



Если мостить всю улицу нет возможности, то можно замостить хотя бы переходы. При том обратите внимание, что участки перед переходом выложены рельефной брусчаткой, а на самом переходе уже ровная плитка – водитель инстинктивно притормозит, а инвалид без проблем самостоятельно переедет улицу на кресле:

210




Краска

Это подвид способа изменения покрытия, но он не менее эффективен. Я уже показывал примеры изменения опасных улиц с помощью краски и столбиков – в Норвегии тоже есть подобное:

154




Смена приоритета

Можно улучшать улицу не только дизайном, но и буквой закона! Например, делая на улицах главными велосипедистов. Метод хорошо работает как в южных городах Германии, так и в скверном климате Норвегии, но лучше всё же менять приоритет на дороге наряду с искривлением траектории движения и другими средствами:

140




Поочерёдный проезд

Такое вы наверняка уже видели в своём городе, но только во дворах: одна машина пропускает другую для разъезда. Это не только экономит место на улице, но ещё и повышает безопасность. Такие разъезды обычно делают у пешеходных переходов или напротив школ в жилой зоне. Есть риск поцарапать машину, но пусть лучше это будет железо, чем чья-то жизнь:

161




Узкие полосы

Ехать по широкой полосе быстро, комфортно и безопасно, ведь есть буфер для манёвра – именно так считает наш мозг. При этом скорость повышает риск аварии и снижает шансы пешехода или велосипедиста выжить при столкновении с машиной. Чтобы побороть желание ехать со скоростью выше разрешённой, полосы движения делают узкими: чем меньше должна быть скорость, тем уже будет полоса. В городских условиях ширины улицы может не хватать для всех участников движения, поэтому узкие полосы позволяют добавить ещё один ряд, велополосу или автобусную полосу. Тут хорошо видно, что норвежцы делают полосы ровно такой ширины, которую требуют габариты машин и автобусов:

180




Визуальная чистота

Наше внимание ограничено: за определённый промежуток времени мы можем заметить ограниченное число деталей. Это критически важный момент в случае езды на автомобиле: на скорости времени на реакцию и торможение крайне мало. Поэтому важно убирать яркие вывески, экраны и другие отвлекающие элементы в зоне школ и переходов. Убирать нужно даже знаки – оставлять лишь самые важные и не пытаться сделать заметным переход, а акцентировать внимание на человеке. Просто сравните это с любым пешеходным переходом "по ГОСТу" в вашем городе:

230




Спасибо Аркадию Гершману за помощь с постом


Источник: Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии
Автор:
Теги: дорога Норвегия Пример авария автобус

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как отличить наши собственные желания от навязанных кем-то извне
Как отличить наши собственные желания от навязанных кем-то извне
4
Человек познаёт мир 14:30 25 янв 2024
Эх, дороги…
Эх, дороги…
0
Сад огород дача и все самое интересное 01:45 11 янв 2017
Хороший пример тревоги, когда заранее носишь тяготы и страхи будущего, которое еще не наступило
Хороший пример тревоги, когда заранее носишь тяготы и страхи будущего, которое еще не наступило
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 21:19 22 мар 2024
Как из типовой сталинской трёхкомнатной квартиры сделать конфетку: отличный пример
Как из типовой сталинской трёхкомнатной квартиры сделать конфетку: отличный пример
0
Дизайны квартир для жизни 04:04 22 мар 2016
22 реально существующих дороги, ведущих из этой реальности в другую
22 реально существующих дороги, ведущих из этой реальности в другую
6
Интересный мир 07:05 05 окт 2016
Главная «ошибка молодости», которую совершают наши женщины
Главная «ошибка молодости», которую совершают наши женщины
29
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 11 фев 2024
Как с помощью обычных предметов сделать ведение вашего хозяйства более экологичным
Как с помощью обычных предметов сделать ведение вашего хозяйства более экологичным
9
Человек познаёт мир 10:57 13 янв 2024
11 гаджетов, с которыми не справятся наши продвинутые дети
11 гаджетов, с которыми не справятся наши продвинутые дети
16
Человек познаёт мир 04:30 04 май 2023
Что наши меньшие друзья знают о нас
Что наши меньшие друзья знают о нас
5
Человек познаёт мир 04:30 14 дек 2023
9 фактов о Фарерских островах, где на крышах домов растут лужайки, а дороги проходят прямо под водой
9 фактов о Фарерских островах, где на крышах домов растут лужайки, а дороги проходят прямо под водой
5
Человек познаёт мир 19:30 28 авг 2023
7 полезных бытовых мелочей, которые помогут сделать жизнь немного проще
7 полезных бытовых мелочей, которые помогут сделать жизнь немного проще
5
Человек познаёт мир 05:30 02 мар 2024
Как из обычной двушки сделать лофт: пример из Москвы
Как из обычной двушки сделать лофт: пример из Москвы
0
Дизайны квартир для жизни 04:38 13 апр 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства