В эпоху Холодной войны по обе стороны океана делали идеологические игрушки. И пожалуй, самым главным символом этого противостояния был «Джи ай Джо» - универсальный американский солдат, настоящий герой со шрамом на щеке, которому по странному стечению обстоятельств было суждено стать первой куклой... для мальчиков!
Есть несколько версий появления Джи ай Джо на свет. Ларри Рейнер, дизайнер известной компании «Ideal Toy Company» однажды сидел с коллегами на «мозговом штурме» и придумывал взрослых родственников для модной тогда куколки Тамми. За столом зазвучали предложения: кто-то сказал, что хорошо бы отец Тамми был пожарным, а дядя — скажем, полицейским, и в этот момент в голове у Ларри вспыхнула идея: кукла-солдат!
«- Мальчишки никогда не будут играть с куклами! »
Тогда Ларри рассказал о своей идее агенту по игрушечным патентам Стэну Ветсону. Другая версия появления Джи Ай Джо уже рассказывает сам Стэн — якобы бы эту идею ему подсказал Элиот Хаэндлер, муж той самой гениальной женщины, которая придумала Барби. Они беседовали с ним на тему, что Барби неисчерпаема — аксессуары, дома, одежду, друзей можно варьировать бесконечно и это всегда будет пользоваться успехом. И Стэн подумал о том, что у игрового солдата размером с Барби тоже есть огромный потенциал (ведь сколько всего можно придумать военному!)
Так или иначе, Стэн был тем самым человеком, который стал продвигать идею игрового солдата в различные компании. В конце концов, «Hasbro» заинтересовалась этой идеей. Но игрушка такого типа требовала большого уровня детализации, кропотливого дизайна и совершенно бешеных денег на разработку и производство. До сего момента «Hasbro» (тогда еще не такая большая компания) не решалась на такие грандиозные проекты. Директор в то время был за границей — рискнуть всем будущим компании решил его заместитель Дэн Левин. Они очень боялись, что Хэссенфелд запретить им запускать эту игрушку в производство и поэтому решили разработать весь проект в его отсутствие.
Слово «кукла» по совету Левина было вычеркнуто из лексикона всех сотрудников и солдата называли “игровой фигуркой” (action figures). Да, и в ряду этих игрушек Джи ай Джо был самым первым! Мэррил Хэссенфелд, выслушав идею Левина, сказал: «Давайте попробуем!”
Они рискнули почти всеми деньгами, какие у них были.
Пластиковое тело было сделано в Японии. В линейке было несколько персонажей: Эйс – пилот, Скип – подводный ныряльщик, Роки – парашютист и просто солдат – имя ему никак не могли придумать.
Рекламный агент «Hasbro» предложил назвать его просто - Джи ай Джо. Так принято было называть солдат во Время Первой мировой войны. Это имя просто обозначало любого солдата без всяких особенностей. Один из многих, безымянный герой войны. Джи ай Джо.
В отличие от всех других солдатиков, Джи ай Джо был первым бойцом, который умел менять позы. Его тело имело огромное количество точек артикуляции – он мог отдавать честь, ползать, держать в руках оружие, бегать, сидеть, прыгать... И да, он умел отлично стоять ( в отличие от своего собрата Кена, который, конечно, ему и в подметки не годился).
Команда держала Джи ай Джо в секрете до Выставки игрушек. Даже домашними было запрещено рассказывать о нем. Между собой Джи ай Джо называли “роботом” для отвода глаз. Если кто-нибудь в эту пору украл идею, то «Hasbro» разорилась бы и даже везунчик Мистер Картофель не смог бы вытащить ее из этой бездны!
Джи ай Джо вошел в жизнь американцев под военный марш телевизионной рекламы. В роликах исполнялась популярная песенка времен Первой мировой “ GI Joe, GI Joe fighting man from head to toe. On the land, on the sea, in the air!”
«Hasbro» не потерпела поражения – солдат пользовался бешеной популярностью, но вот в 1966 году начались проблемы. Война во Вьетнаме, постоянные известия о раненых и убитых сделали сове дело – люди устали от войны по телевизору и не хотели, чтоб их дети играли в войну дома.
Война оказалась слишком страшной.
Когда в Нью-Йорке началась очередная Выставка игрушек, люди с транспарантами выстроились на Пятой авеню “Выставка игрушек или выставка оружия?” - вопрошали они. И в первую очередь, плакаты адресовались Джи Ай Джо. Продажи игрушки стремительно падали. Джи ай Джо проигрывал битву – на фоне реальной войны куда большим успехом пользовались игровые фигурки супергероев. Чтобы вернуть солдату былую популярность требовался пересмотр всей военной концепции.
В 1969 Джи ай Джо переименовали в Man of Action. Теперь он не выполнял смертельные миссии, он путешествовал, ездил по джунглям и переживал небывалые приключения в экзотических уголках земли. На груди у него появился медальон, отдаленно напоминающий пацифик - все это делалось для того, чтоб подчеркнуть мирный характер бывшего вояки.
После выхода фильма “Звездные войны” и триумфального успеха маленьких пластиковых фигурок героев фильма, руководство «Hasbro» решило отпарить бывшего бравого солдата в отставку. Однако спустя несколько лет, когда новый президент Рональд Рейган вновь взял курс на патриотизм, компания решила вернуть народу солдата.
Новый Джи ай Джо уменьшился (теперь он ловко умещался в детской руке) и стал целиком пластиковым. Параллельно Марвел стал выпускать комиксы “Истории Джи ай Джо “. Настоящий американский герой”. А через пару лет появился и мультфильм. Это было самое эффектное возвращение старой игрушки в истории.
В 1990 «Hasbro» выпустила ретро-верисю солдата со съемной одеждой и эту игрушку смели с полок так быстро, что компания решила вернуть в массовое производство солдат “высокого роста”. Эти ретро-модели всегда с удовольствием покупают родители, чье детство пришлось на семидесятые годы.
На основе данной серии (как и последующих) было создано множество мультсериалов и комиксов. G.I. Joe был введен в Национальный зал славы игрушек на The Strong в Рочестере, штат Нью-Йорк, в 2004 году.
Комментарии (0)