Самое раннее изображение этого меча датируется I веком до нашей эры. Оно было обнаружено в Восточной Индии на портике пещеры Рани-Гумпха. На нем запечатлен бой между мужчиной и женщиной. Воительница сражается с саблей в руках, которая впоследствии получит название «тега». А вот мужчина изображен как раз с мечом, по форме напоминающим кханда. Его прямой клинок имел характерное для этого индийского оружия равномерное расширение к острию, которое в отличие от той же сабли не столь ярко выражено. Что характерно, по форме это оружие скорее можно классифицировать как палаш. По свойствам оно в первую очередь рубящее. Поскольку конец клинка был широким, колоть им было затруднительно. И хотя известны и обоюдоострые образцы, считается, что в большинстве своем кханда имели полуторную заточку.
Ранние образцы кханда со «староиндийским» эфесом
Историки причисляют кханда к одному из древнейших индийских длинноклинковых видов оружия. Вместе с тем, на Древнем Востоке, как отмечает К. Носов в книге «Традиционное оружие Индии», как ни странно, меч не получил широкого распространения.
По большей части воины отдавали предпочтение кинжалу, главным отличием которого была меньшая длина и способ ношения. В Индии оружие менее 30 пальцев, что примерно равнялось 57 см, считалось кинжалом, а более — мечом. Длина кханда в среднем составляла от 90 до 100 см. Изначально древние индийцы носили этот меч на левом бедре, но не на поясе, а портупее, переброшенной через правое плечо. Впоследствии, уже в средние века, ношение оружия именно на поясном ремне стало более распространенным.
Палаш кханда с эфесом-корзиной
В Индии оружие менее 30 пальцев (примерно 57 см) считалось кинжалом
Его отличительной особенностью, помимо формы клинка, является структура рукояти, которую можно разделить на два основных типа. Первый — «староиндийский». Первоначальные изображения такого вида гарды появляются, начиная с IV-V веков, собственно оттуда и соответствующее название. Рукоять с небольшим расширением в центре имела форму двух, иногда и четырех лепестков. Навершие староиндийского эфеса было дисковидным и имело на конце небольшое так называемое яблоко, а иногда и слегка изогнутый стержень. Этот стержень впоследствии перекочует и на второй тип рукояти, который получил название «эфес корзина».
Рукоять палаша кханда XVIII век
Он становится популярным ближе к XVI веку под влиянием западно-европейских образцов оружия. Собственно в том числе благодаря нему это оружие иногда причисляют к разряду палашей. Помимо полной защиты кулака (кстати изнутри дужка эфеса была покрыта мягкими бархатными подушечками), навершие корзины стало шире, по форме напоминая блюдце, а стержень его украшающий длиннее. Такая конструкция позволяла наносить удары по противнику в рукопашной схватке (например, в уязвимые, незащищенные части лица или шеи), но на этом не все: воин мог положить вторую руку на стержень, вследствие чего кханда превращалась в двуручный меч, которым можно было наносить усиленные рубящие и режущие удары. Помимо этого, предполагают, что стержень мог также выполнять роль крюка, поскольку сражения зачастую велись мечом и щитом, его можно было использовать для того, чтобы оттянуть щит и нанести удар по оппоненту.
Кханда считается одним из древнейших индийских видов оружия
Так, свою популярность это оружие сохранило вплоть до конца XVIII века, их в арсенале воинов по большей части заменили сабли. Тем не менее, в современной Индии кханда по-прежнему играет роль уже не боевого, но церемониального, сохраняя свое сакральное значение. Вместе с тем, владение кхандой входит в программу обучения индийского боевого искусства — каларипайят.
Комментарии (0)