Как известно, взрослый мужчина отличается от ребёнка лишь ценой своих игрушек, и, возможно, кому-то из читателей приходила в голову мысль заполучить в собственность настоящий кусок авиационной истории. Команда британского клуба любителей автомобилей Goodwood Road & Racing решила задаться вопросом, во сколько обойдутся приобретение легендарного английского истребителя времён Второй мировой Супермарин «Спитфайр» в лётном состоянии, полёты на нём и содержание самолёта.
С этой идей полные наивного безудержного оптимизма автолюбители обратились к своим приятелям, команде под названием Boultbee, которые как раз занимались восстановлением двух подобных истребителей, и получили на свой вопрос исчерпывающий ответ. Итак, можно прикинуть, во что обойдётся затея:
Покупка самолёта – от 1,2 до 2,5 миллионов фунтов стерлингов. За 1,2 миллиона фунтов вы получите аппарат, происхождение которого будет весьма туманным. Заплатив более чем вдвое, однако, можно приобрести вполне оригинальный самолёт с боевой историей, который во время войны, к тому же, пилотировал какой-нибудь прославленный лётчик.
50 000 фунтов стерлингов в год за регламентные работы. Контроль состояния шасси, воздушного винта, проводки, подвижных соединений, наиболее нагруженных узлов и т.д., конечно, обойдётся дороже, чем подобные работы на автомобиле. Помните, что «Спитфайр» Mk.IX создавался в расчёте на всего лишь 200 часов полёта!
Допустимы полёты с лишь на треть открытой дроссельной заслонкой и перегрузками не более 4,5G. Вряд ли вы захотите увидеть свой 75-летний истребитель в виде кучи хлама, поэтому не рекомендуется эксплуатировать могучий 27-литровый двигатель Роллс-Ройс «Мерлин» на режимах более трети его мощности. Нецелесообразно также маневрировать с перегрузками более 4,5G, чтобы потом не проходить дорогостоящий техосмотр.
120 000 фунтов стерлингов – капитальный ремонт двигателя по исчерпании ресурса в 500 часов. Боевое применение «Спитфайра» предполагало 250-часовой ресурс его двигателя. В наши дни при бережной эксплуатации «Мерлина» эта цифра приближается к 500 часам, однако капитальный ремонт его стоит 120 000 фунтов стерлингов – многовато, учитывая, что новый подобный двигатель стоит 170 000 фунтов.
Годовая страховка – 30 000 фунтов стерлингов. Вы же не хотите, случись чего, сами оплачивать ремонт повреждённого «Спитфайра»?
Минимум 150 000 фунтов стерлингов необходимо вложить в обучение полётам. Приобретя «Спитфайр», вы не сможете безопасно летать на нём без 50 часов налёта, требующихся для получения лицензии пилота-любителя. После этого нужно будет полетать ещё 50 часов на «Чипманке» для приобретения первичного опыта управления «тейл-драггером» – т.е., самолётом, двухопорное шасси которого имеет хвостовой костыль. Наконец, ещё 50 часов нужно посвятить полётам на чём-то типа «Гарварда», в ходе которых вы узнаете про закрылки, воздушный винт изменяемого шага, убирающееся шасси и пилотирование из задней кабины. Последнее немаловажно, потому что сидение пилота в «Спитфайре» расположено так, что с него на земле мало что видно, и это делает посадку довольно сложной. В любом случае, 150 часов налёта – это очень мало!
(De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk – лёгкий двухместный самолёт первоначального обучения, North American Harvard – вариант американского учебно-тренировочного самолёта North American Texan, во времена Второй мировой войны интенсивно использовавшийся для обучения лётчиков-истребителей — прим. ред.)
Наконец, 40 галлонов топлива (342 фунта стерлингов) в час, если вы будете летать аккуратно. В былые дни, когда «Спитфайры» эксплуатировались на полную катушку, с полностью открытой дроссельной заслонкой, они сжигали около 90 галлонов 150-октанового бензина (более 400 литров) в час!!! На крейсерской скорости, с прибранным газом, вы сможете уложиться в 40 галлонов (около 180 литров) 100-октанового топлива.
Не передумали?
Комментарии (0)