С января 2018 года в шести регионах России подорожал проезд в общественном транспорте. В том числе в Москве, которая находится среди лидеров по стоимости одной поездки. Высокие зарплаты в столице частично компенсируют дорогие билеты, но во многих других городах транспорт еще более обременителен для жителей.
Самые доступные билеты на проезд в общественном транспорте продают в административных центрах восточной части страны. Тяжелее выделять деньги на автобус, троллейбус, трамвай и метро жителям западной части.
В лидерах по доступности Анадырь. В столице Чукотского автономного округа городской общественный транспорт бесплатный — автобусы ездят по всего лишь трём маршрутам. На втором месте Магадан. Далее следуют города Сибири и Дальнего Востока.
Тяжелее всего пассажирам в Пскове. На среднюю номинальную зарплату в конце прошлого года они могли купить меньше тысячи единичных поездок на общественном муниципальном транспорте. Маршрутов в Пскове в семь раз больше, чем в Анадыре, но
там так же ходят только автобусы.
Москва по доступности билетов занимает 18 место, если средней зарплатой считать 71 тыс. рублей, а стоимость одной поездки — 36 рублей. Столько нужно заплатить по карте «Тройка», которой пользуются 80% столичных пассажиров.
10
Цена на проезд — привычная головная боль региональных властей. Городской транспорт убыточен. Себестоимость поездки почти всегда выше, чем потребительская цена билета. Разницу перевозчикам компенсируют из бюджета. С 2015 года в России действует федеральный закон об общественном транспорте. По нему маршруты должны делиться на те, где тарифы регулируются и где не регулируются. На маршрутах с регулируемыми тарифами цены устанавливаются по решению местной власти с учётом размера субсидий.
Например, в Санкт-Петербурге без городских субсидий одна поездка в метро обходилась бы пассажирам в 49 рублей. В реальности пассажиры платят 45 рублей. При использовании транспортной карты выходит намного дешевле: с 1 по 10 поездку в календарном месяце — 36 рублей, далее с каждой новой десятой поездок даётся скидка в один рубль — если совершить как минимум 41 поездку за месяц, то билет будет стоить 32 рубля.
Скидка на поездку по электронной транспортной карте — уже ставший традиционным способ простимулировать пассажиров её купить. В Москве разница между покупкой одного билета у водителя наземного транспорта и проходом в транспорт по карте «Тройка» большая — 9 рублей. Хотя формально «Тройка» является бесплатной для пассажиров (берётся под залог), это всё равно жесткий вариант. В регионах России обычно разница не превышает 1–2 рублей. При этом не факт, что после массовой покупки транспортных карт такая скидка в дальнейшем будет сохраняться. В российских городах бывали случаи, когда цена оплаты наличным и безналичным вариантом становилась одинаковой. Более того, под предлогом установки валидаторов стоимость проезда поднималась.
На маршрутах с регулируемые тарифами по закону могут действовать льготы на проезд. Как именно — решают местные власти. Это необязательно полностью бесплатный проезд как в Москве. Льготы могут быть монетизированы. Год назад в Йошкар-Оле они и вовсе были временно отменены, что вылилось в протесты местных жителей. Частичная, а не полная льготная компенсация проезда — возможность сократить расходы бюджета, которой пользуются местные власти.
Инфляция, рост цены на топливо и электричество, обновление и ремонт подвижного состава становятся причинами поднятия цен на проезд. По данным Росстата, поездка в муниципальных автобусах резко подорожала в 2017 году. То же произошло с троллейбусами и трамваями. Для сравнения, цена поездки в такси тогда мало изменилась.
10
Но не всегда цена за проезд только растёт. Иногда снижение тарифов происходит на отдельных маршрутах, для владельцев транспортных карт, из-за необоснованности требований перевозчиков и для поддержки отдельных видов транспорта. Так в Пензе в 2015 году проезд в троллейбусах подешевел для поддержания их конкурентоспособности.
Средняя цена поездки в троллейбусе в столицах российских регионов ниже, чем в автобусах и трамваях — 18,8 рублей. Троллейбусов и трамваев с начала XXI века в России становится всё меньше в отличие от автобусов и вагонов метро. С 2000 года шесть административных центров субъектов федерации лишились троллейбусных сетей. В ноябре прошлого года это произошло с Астраханью — троллейбусы загнали в депо из-за долгов по электричеству и износа линии. Власти заявили, что «рогатые» городу не нужны.
Самый дорогой проезд в метро — в среднем 26,7 рублей по транспортной карте. Метрополитены есть в 7 российских городах. В Волгограде местную подземку называют метротрам — в ней ездят трамваи. Дешевле всего в метро можно проехать в Новосибирске — 20 рублей. Дороже всего — в Москве и Санкт-Петербурге.
10
В 37 административных центрах субъектов России в прошлом году поднялись цены на проезд. Сильнее всего в калужском автобусе — с 16 до 22 рублей. Поездка в петербургском метро подорожала на 10 рублей, но в городе на Неве есть альтернатива — проезд по транспортной карте, который стал дороже только на рубль.
Кроме Москвы и Санкт-Петербурга самый дорогой билет в ненецком Нарьян-Маре — 37 рублей. Самый дешёвый в калмыцкой Элисте — 10 рублей. В среднем в административных центрах субъектов федерации проезд в муниципальном городском транспорте стоит 19,3 рубля, если пассажиры используют транспортные карты там, где это возможно.
10
Прогнозируемый рост инфляции и цен на бензин не остановит повышение стоимости проезда. Но жители городов, где услуги автобусов, трамваев, троллейбусов и метро подрожали в 2017 году, скорее всего, могут вздохнуть спокойно — два года подряд цены на регулируемых муниципальных маршрутах обычно не поднимают.
Автор: Александр Успенский
Комментарии (0)