В 1924 году некто Эрнест Кокс, по прозвищу «Большой старьевщик» стал владельцем практически всего германского флота. Некогда безвестный торговец металлоломом получил в свое распоряжение несколько огромных линкоров и линейных крейсеров, плюс еще три десятка эсминцев. Правда, существовало одно «но»: все эти могучие линкоры, крейсера и эсминцы покоились на дне бухты Скапа-Флоу, а Кокс никогда в жизни не занимался подъемом затонувших кораблей…
В ноябре 1918 года Германия окончательно проиграла войну. Согласно условиям перемирия весь кайзеровский флот — семьдесят четыре боевых корабля, ожидал своей участи под охраной британских крейсеров в огромной бухте Скапа-Флоу. Однако до официального подписания акта о капитуляции ни один британский офицер не имел права подняться на борт германского корабля.
19 июня акт был подписан, а 20 июня, ближе к полудню на немецком линейном крейсере «Эмден», флагмане контр-адмирала фон Рейтера, был поднят условный сигнал: «Параграф 11. Подтверждаю», заранее оговоренный с командирами плененных боевых кораблей. Послушные сигналу офицеры рванулись в трюмы крейсеров и начали открывать кингстоны, водозаборные клапана и крышки торпедных аппаратов, ломать и курочить механизмы.
Они блокировали водонепроницаемые двери так, чтобы их невозможно было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики управления. Застывшие от неожиданности британские моряки с изумлением наблюдали, как семь десятков могучих боевых кораблей со страшным шумом и грохотом все как один переворачиваются вверх килем и опускаются на дно…
Пришедшие в себя англичане успели спасти и вытащить на мелководье один вражеский линкор, три крейсера и несколько эсминцев, но полсотни кораблей, начиная от миноносцев водоизмещением 750 тонн до линейного крейсера «Гинденбург» водоизмещением 28 тысяч тонн — ушли под воду на глубину порядка 20-30 метров.
Само собой разумеется, британское правительство было в ярости, — после войны в Англии ощущалась острая нехватка металла. Но, что сделано — то сделано и англичанам оставалось думать о том, как достать обратно свою законную добычу и пустить ее на металлолом.
Однако не тут-то было. Официальная комиссия Адмиралтейства провела исследования и представила доклад, в котором дословно говорилось следующее: «В виду непомерной дороговизны операции вопрос о подъеме немецких кораблей полностью отпадает, а поскольку они не мешают судоходству, нет смысла даже взрывать их. Пусть лежат и ржавеют там, где они затонули».
Казалось, что вопрос закрыт окончательно, но через пять лет перед чиновниками Адмиралтейства предстал мужчина лет сорока и предложил для начала… продать ему по сходной цене парочку затонувших германских линкоров и два-три десятка миноносцев, уверяя, что все остальное он сделает сам.
Эрнест Кокс в тринадцать лет забросил учебу и ушел, что называется «в люди», а к тридцати годам, благодаря своей неуемной энергии, организовал фирму, с помощью которой решал только три вопроса: где купить подешевле старую ржавую технику, как разрезать ее на части и кому подороже продать получившийся металлолом.
В жизни своей Кокс даже шлюпку не снимал с мели, не говоря уж о подъеме морских судов, но призрак сотен тысяч тонн ржавеющего на дне Скапа-Флоу железа, способного сделать миллионером удачливого предпринимателя, захватил его разум.
Чиновники честно обошлись с невесть откуда взявшимся дельцом и прежде чем взять деньги, предложили Коксу прочитать доклад высокой комиссии, затем съездить в Скапа-Флоу и проверить все самому. Однако уже на следующий день Кокс снова явился в Адмиралтейство, и после недолгих переговоров сделка была заключена. К слову говоря, Кокс так и не удосужился ознакомиться с докладом, он был уверен, что прекрасно справится с поставленной задачей.
План был прост и гениален с точки зрения дилетанта: за несколько недель поднять сравнительно легкие миноносцы. На полученные от их реализации деньги поднять «Гинденбург», после чего использовать его гигантский корпус в качестве понтона, существенно облегчающего работу по подъему оставшихся крейсеров. По расчетам Кокса вся операция, начавшаяся в марте 1924 года, должна занять несколько месяцев не больше. Он бы не поверил, если бы узнал, что эпопея с поднятием германского флота отнимет у него восемь лет жизни…
Весь процесс выглядел следующим образом: к месту работ подгонялся имевшийся у Кокса плавучий док, и под днище затопленного судна заводились мощные тросы. Затем водолазы наглухо заделывали в корабле все отверстия, после чего компрессоры наполняли трюмы судна воздухом, и оно всплывало на поверхность. Однако первый блин вышел комом. Вследствие неопытности команды и ее руководителя на подъем первого миноносца ушло целых полгода…
Правда, дальше дело пошло гораздо быстрее. В мае 1926 года со дна бухты был извлечен и продан на лом последний эсминец. Однако расходы намного превышали доход от продажи, и кредиторы уже начали косо поглядывать на дельца. Тогда Кокс вновь обратил свой взор на «Гинденбург», чей гигантский корпус с лихвой перекрыл бы все затраты.
Еще полгода адского труда и тридцать тысяч фунтов стерлингов понадобилось Коксу, чтобы огромное стальное тело крейсера показалось над водой. Уже близок миг триумфа, уже банки вновь готовы открыть кредит удачливому дельцу, но тут в дело вмешивается погода. Внезапно налетевший шторм рвет буксирные тросы и уничтожает все водолазные катера. Вытащенный с огромным трудом на поверхность «Гинденбург» вновь отправляется на дно, оставляя Кокса на грани разорения.
Ситуация выглядела ужасно: денег практически нет и взять их неоткуда, кругом долги, а работа так и не закончена. Кокс решается на крайний для любого дельца шаг: он фактически обманывает кредиторов и умудряется взять деньги в долг под крейсер «Фон Мольтке», к которому водолазы еще даже не подступались. Расчет строился на том, что «Мольтке» меньше и его легче поднять, чем «Гинденбург». Однако если и эта операция провалится или на нее не хватит финансов, то предпринимательской карьере Кокса придет конец.
За 1927 год было предпринято несколько безуспешных попыток поднять «Мольтке». В конце концов, упрямый крейсер «сдался», но «на своих условиях»: по техническим причинам буксировку корабля пришлось осуществлять кормой вперед и днищем кверху, а это было крайне неудобно.
Однако основные приключения ждали впереди. Чтобы доставить «Мольтке» в любезно предоставленный Адмиралтейством док и там разобрать его на части, Коксу необходимо было ввести корабль в реку и провести его под мостом. В самый ответственный момент два нанятых Коксом лоцмана поссорились между собой, капитаны буксиров, не слыша приказов и увидев приближающиеся устои моста, в панике обрубили концы и рванули в разные стороны.
В результате гигантская туша крейсера весом 23 тысячи тонн, никем не управляемая, да еще и кверху днищем своим ходом прошла между быками моста. Волосы наблюдавшего все это Кокса стали седыми. Стоило только кораблю зацепить хотя бы одну опору, и катастрофа была бы неминуема!
Однако на этот раз все обошлось. Последним препятствием стал морской чиновник, заявивший, что не допустит в док корабль «вверх ногами». В ажиотаже Кокс подписал бумагу, где говорилось, что он готов компенсировать любые убытки, которые «Мольтке» нанесет доку.
Работы по превращению германского крейсера в металлолом подходили к концу, когда Коксу принесли из Адмиралтейства «Счет за причиненный ущерб». Дрожащими руками делец распечатал конверт и невидящим взглядом уперся в нижнюю строчку документа. В графе «Итого» была проставлена окончательная сумма «ущерба» — восемь фунтов стерлингов.
Еще четыре года Кокс как одержимый возился со «своим» флотом. Работа шла споро. Один за другим над поверхностью появлялись крейсера «Зейдлиц» и «фон Дер Танн», заградитель «Бремзе» и линкор «Кайзер». В конце концов, команда Кокса справилась и с «Гинденбургом» и отправила его чудовищные орудия туда, где им и следовало быть — в металлолом. Однако не все шло гладко, то и дело возникали чрезвычайные ситуации: к примеру, небольшие пожары и даже взрывы скопившихся в отсеках затонувших кораблей горючих газов.
В конце концов, при подъеме линкора «Принц-регент Луитпольд» произошла трагедия: погиб один из сотрудников Кокса. Это был первый несчастный случай за восемь лет, и Кокс воспринял его как сигнал, что эпопею в Скапа-Флоу пора заканчивать. Он перепродал последний оставшийся на дне линкор «Байерн», все свое оборудование и распустил команду. Затонувший германский флот не сделал его миллионером, Но до самой смерти Эрнест Кокс вспоминал эти восемь лет как самые романтические годы в своей жизни.
Автор: Константин Федоров
p.s. Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку фон Ройтер и его подчинённые нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:
«Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу».
После возвращения из плена контр-адмирал фон Ройтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.
Судьба германских кораблей, находившихся в Скапа Флоу
Линейные крейсера:
Seydlitz Затонул 13.50 Поднят Ноябрь 1929
Moltke Затонул 13.10 Поднят Июнь1927
Von der Tann Затонул 14.15 Поднят Декабрь 1930
Derflinger Затонул 14.45 Поднят Август 1939
Hindenburg Затонул 17.00 Поднят Июль1930
Линкоры:
Kaiser Затонул 13. 15 Поднят Март 1929
Prinzregent Luitpold Затонул 13.15 Поднят Март 1929
Kaiserin Затонул 14.00 Поднят Май 1936
Koenig Albert Затонул 12.54 Поднят Июль 1935
Friedrich der Grosse Затонул 12.16 Поднят 1937
Koenig Затонул 14.00 He поднят
Grosser Kurfurst Затонул 13.30 Поднят Апрель 1933
Kronprinz Wihelm Затонул 13.15 Не поднят
Markgraf Затонул 16.45 Не поднят
Baden Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1921
Bayern Затонул 14.30 Поднят Сентябрь 1933
Легкие крейсера:
Bremse Затонул 14.30 Поднят Ноябрь 1929
Brummer Затонул 13.05 Не поднят
Dresden Затонул 13.50 Не поднят
Coln Затонул 13.50 Не поднят
Karlsruhe Затонул 15.50 Не поднят
Nurnberg Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1922
Emden Выведен на мель Передан Франции, разобран 1926
Frankfurt Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
Эсминцы:
S-32 Затонул Поднят Июнь 1925
S-36 Затонул Поднят Апрель 1925
G-38 Затонул Поднят Сентябрь 1924
G-39 Затонул Поднят Июль 1925
G-40 Затонул Поднят Июль 1925
V-43 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
V-44 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-45 Затонул Поднят 1922
V-46 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1924
S-49 Затонул Поднят Декабрь 1924
S-50 Затонул Поднят Октябрь 1924
S-51 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
S-52 Затонул Поднят Октябрь 1924
S-53 Затонул Поднят Август 1924
S-54 Затонул Поднят Сентябрь 1921
S-55 Затонул Поднят Август 1924
S-56 Затонул Поднят Июнь 1925
S-60 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
S-65 Затонул Поднят Май 1922
V-70 Затонул Поднят Август 1924
V-73 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-78 Затонул Поднят Сентябрь 1925
V-80 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
V-81 Выведен на мель Затонул по пути на разборку
V-82 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-83 Затонул Поднят 1923
G-86 Затонул Поднят Июль 1925
G-89 Затонул Поднят Декабрь 1922
G-91 Затонул Поднят Сентябрь 1924
G-92 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
G-101 Затонул Поднят Апрель 1926
G-102 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
G-103 Затонул Поднят Сентябрь 1925
G-104 Затонул Поднят Апрель 1926
В-109 Затонул Поднят Март 1926
В-110 Затонул Поднят Декабрь 1925
В-111 Затонул Поднят Март 1926
В-112 Затонул Поднят Февраль 1926
V-125 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-126 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1925
V-127 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
V-128 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
V-129 Затонул Поднят Август 1925
S-131 Затонул Поднят Август 1924
S-132 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
S-136 Затонул Поднят Апрель 1925
S-137 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
S-138 Затонул Поднят Май 1925
Н-145 Затонул Поднят Март 1925
V-100 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1921
Комментарии (0)