Намедни выходим с другом из подъезда, навстречу бросается пацаненок…лет десяти, может. И вежливо так нам:
— А сигаретки у вас не будет?
Первое впечатление было — ну все, свершилось, машину времени изобрели. Потому как фраза — она будто на десятилетия назад перенесла в свое собственное детство.
Равно как и ответ приятеля, он, вместо того, чтобы сказать нет, начал читать долгую и занудную лекцию о вреде курения (раз), и о том, что обращаться на улице с такими просьбами к незнакомым дяденькам — опасно (два).
Пацаненок оказался на редкость смышленым и наглым. На задорной мордахе отразилось презрение ко взрослым, и он выдал с ехидцей в голое:
— А у незнакомых тетенек просить сигаретку можно?
Тогда считайте, я просто вас за тетенек принял!
Признаюсь честно — я рассмеялся. А маленький наглец усвистал к компании таких же сорванцов, и пропал весь педагогический посыл приятеля втуне. Потонул в смехе. А дальше что? Гоняться за мелкими, пытаясь наказать? Смешно.
И вот, дорогие товарищи-господа, я задумался.
А зачем мы, собственно, взрослые люди, пытаемся воспитывать чужих детей? Толку от этого — пустое сотрясание воздуха.
Взять, хотя бы, тоже самое курение. Если к вам обращается ребенок или подросток с просьбой поделиться сигаретой, у вас, по сути. Есть только два пути: отказать (разумно) и не отказывать (что плохо, ибо не фик поощрять детское и подростковое курение).
А все остальное, все эти попытки читать нотации — они от лукавого. Кому наши лекции в такой ситуации нужны, кроме нас самих, чтобы в собственных глазах выглядеть «правильнее»?
Да никому. Ребенку или подростку они вообще побарабанственны. Думаете, малолетние шкеты не знают о вреде курения, что с ними никто воспитательных бесед не проводил, что они не видят страшные картинки на сигаретных пачках.
Да все они видят. Все они слышали. Просто плевать им на это (как и на попытки непонятных взрослых их воспитывать).
И вот тут-то выплывает еще один нюанс, о котором мы, взрослые, забываем. Остроумные или наглый, циничный или хамский ответ ребенка (подростка) на лекцию, зачитанную ему взрослым незнакомцев, придает этому ребенку (подростку) авторитета в компании и обеспечивает +100500 к скиллу самомнения.
Вспоминаю детство и куряк из нашего двора. Как они гордились подобными отповедями. Пересказывали их раз за разом. Были своеобразными героями. Насмехались над взрослыми.
Оно вам надо, господа-товарищи? Нет, я не о насмешках (ну, поржали детки, и черт то с ними, от нас то не убудет). Я о том, что мы, своими бесполезными поучениями, даем толчок тому, чтобы в детской головке утвердилось: нахамить взрослому — это так круто, это весело, это можно. Хам равен герою! Хам популярен, считается смельчаком.
И ведь лекции взрослые пытаются читать незнакомым детям не только из-за курения. Причин может быть множество — начиная от вихра на затылке и заканчивая тем, что ребенок посмотрел «неправильно».
Так и хочется сказать: господа, может, пора завязывать? Для ребенка, который вас видит первый раз в жизни (да и не первый, а десятый, сотый) вы не авторитет. Так, мимопроходивший. Чужой. Который ни с того, ни с сего, начинает его воспитывать.
Гораздо разумнее не трогать детей самим, а на их неадекватные просьбы просто отвечать отказом.
Комментарии (0)