На днях ездила на совещание и встретила там свою знакомую, с которой давно не виделась. После того, как деловое мероприятие закончилось, мы решили зайти в кафе – выпить кофе, съесть булочку и поболтать. Зашли, выпили, съели, поболтали.
Не знаю, по какой причине, но обслуживающая наш столик официантка с самого начала была не слишком приветлива. Возможно, она была не в настроении, или мы не соответствовали ее представлению об идеальных клиентах, но когда пришло время оплачивать счет, моя знакомая призналась в отсутствии желания оставлять чаевые. Поскольку вопрос о чаевых буквально несколько дней назад я обсуждала с другой своей знакомой, это совпадение вдохновило меня на обсуждение темы: что такое чаевые?
Чаевые – это возможность поблагодарить за очень хорошее обслуживание? Или обязанность клиента, который не хочет показаться скупым и невоспитанным?
Что должен испытывать человек, который не видит оснований для уплаты чаевых: вину с готовностью поступить так, как от него ждет официант, или чувство торжества справедливости с уверенным отказом в дополнительном поощрении работника? И можно ли охарактеризовать клиента как жадного или грубого в том случае, если он оплачивает счет и спокойно уходит, ограничившись словесным выражением благодарности?
Одним словом, мы со знакомой затронули тему чаевых как проявления весьма интересной стороны человеческих отношений.
Этикетную сторону этих отношений я коротко затрагивала в своей книжке о стиле жизни. Цитирую себя: рассчитываясь наличными или кредитной картой, к нужной сумме добавляют чаевые, которые составляют 5-15% счета и всегда имеют наличный вид. Традиция «чаевых» исторически связана с быстротой обслуживания. Записку со словами tо insure promptness («чтобы обеспечить быстроту») – сокращенно tips («чаевые») - джентльмены 18 века передавали трактирщику вместе с монеткой, стимулировавшей его расторопность В русской культуре понятие «дать на чай» означало заплатить за стоимость самой мелкой расфасовки чая.
Получается, что смысл чаевых – поощрение особого обслуживания (более быстрого или более дружелюбного), а не обязательная добавка к счету.
А если обслуживание просто качественное – такое, каким оно должно быть по определению? В таком случае, давать или не давать чаевые – вопрос личного выбора, который следует решать без оглядки на то, что подумают окружающие или сотрудники ресторана? Или все же нет?
Что имеет большее психологическое значение: уплата чаевых как знак особой благодарности или неуплата как выражение явного неудовольствия качеством обслуживания?
Насколько мне известно, в Америке чаевые принято давать всегда, за исключением случаев отвратительного обслуживания. То, что клиент оставляет чаевые – норма как для него, так и для официанта, а вот отсутствие чаевых – финансовый убыток персонала, который воспринимается как косвенная критика качества работы.
В Финляндии и в Норвегии, например, чаевые оставлять не принято – считается, что пресловутые 10-15% за обслуживание автоматически включаются в счет в виде стоимости блюд. Четкий и приветливый сервис также включен в функционал персонала.
Собственно, основной вопрос заключается в следующем: что же такое чаевые?
Комментарии (0)