Протоиерей Андрей Ткачёв
Священник, публицист, проповедник
Масленица! Время весёлое и разгульное, но в то же время готовящее нас к наступающему Великому посту. Как правильно провести дни Масленицы, чтобы она стала не языческим гульбищем, а православным праздником? Об этом — в нашем сегодняшнем рассказе.
Помните, в "Евгении Онегине": "У них на Масленице жирной водились русские блины". Действительно, наша Масленица — она и "жирная", и "русская". И блины наши — и "жирные", и "русские". Это последняя такая "объедаловка" перед Великим постом. Она есть везде, не только у русских. Например, у поляков перед вступлением в пост есть "тлустый чвартек", что значит "толстый четверг". Люди пихают в себя всё, что могут запихнуть, как будто можно перед смертью надышаться и перед постом наесться. Да и "карнавал" — это саrnе ("мясо") + vale ("прощай"). То есть "прощай, мясо!", и в карнавальные дни люди тоже традиционно наедались от пуза, как в последний раз. Правда, у нас на Масленицу, после Недели о страшном суде, согласно церковному уставу, мясо уже не едят. Зато разрешается молоко, сыр, яйца и всё остальное. Причём в среду и пятницу нет поста.
Конечно, в этих традициях очень много неизжитого языческого. В древности люди всегда обожествляли небесные циклы и солярные символы, поэтому с особым благоговением встречали приближение весны. И даже христианское Сретение называли "встречей весны с зимой", хотя, конечно, речь о встрече Ветхого Завета с Новым в лице старца Симеона и Младенца Христа. Но как крестьянину, к примеру, в XIII веке объяснишь такие сложные понятия? Конечно, ему понятно, что зимушка уходит, а вёснушка приходит, вот и встреча. Вот тебе и Сретение.
Так же было и с Масленицей. Святитель Тихон Задонский, когда стал Воронежским архиереем, ещё в благословенном XVIII веке узрел посреди Воронежа дикие гульбища, на которых сжигали Ярилу, а какой-то ряженый мужичок, молодой, красивый, здоровый, изображал из себя бога Солнца, этого Ярилу. Срамные песни, пьянство беспробудное. Святитель Тихон был просто в ужасе, увидев в XVIII веке неумытую, жуткую языческую Русь, и выступил против всего этого с гневом и вёл с этим самую серьёзную борьбу.
Примерно так же как Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский в веке XX однажды зашёл на собрание русских эмигрантов, а у них Хэллоуин: все ряженые, как трупы, как демоны, все в паутине. Музыка перестала играть, он всех обошёл вокруг, всем в глаза посмотрел, посохом стукнул и вышел. А они музыку выключили, тряпки сняли и ушли, потому что взгляд Святителя грешнику выдержать было очень трудно.
Конечно, язычество живо и сегодня, оно никогда не умирало и, наверное, никогда не умрёт, пока Страшный суд не придёт и всю эту нечисть не сожжёт вместе со всеми нашими грехами в огне великого пожара. Так что бороться с ней надо. И нужно знать, что блин мы давно десакрализировали. То есть раньше его ели как некий священный символ, солярный знак, знак солнышка, тёплый, жёлтый. А мы, христиане, сожрали все эти солярные знаки с удовольствием и забыли про их "солярность". Мы едим блин просто как блин, безо всякой "священной" нагрузки.
Но сегодня Ярилы и языческие гульбища вновь появляются. Нужно же как-то народу повеселиться, думают власти. И народ стал есть, пить и играть, дошёл до крайней степени обезбоживания. Как в Ветхом Завете, когда Моисей был на горе, а люди его ждали внизу под Синайской горой, думали-думали, что же он там долго задерживается, и сели есть, пить и играть, в итоге совершив самые гнусные блудодеяния, самые жуткие жертвоприношения и самые гадкие грехи. И когда Моисей сверху вниз сошёл, пришёл в ужас и разбил скрижали Завета.
То есть когда народ начинает есть, пить и играть, это ничего хорошего не значит. И нам очень важно, пожирая на Масленицу "солярные знаки", не забывать, что мы не язычники. Что мы не поклоняемся Солнцу, зиме, весне. Всё это — прикладное. Нам главное в своих отношениях с Христом разобраться, войти в Великий пост и принести Богу жертву. Попоститься о своих грехах и заплакать о бесцельно прожитой жизни. И о возможном вхождении в светлый Рай, который приготовлен для всех покаявшихся и уверовавших.
Вот к этому и движется, собственно, наше приближение к Великому посту. А потому, ладно уж, постарайтесь хорошо поесть на Масленицу. Но также постарайтесь не впадать в идолопоклонство. Знайте: мы движемся к Великому посту, а через пост — к Пасхе. А это и есть встреча с Христом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии (0)