80 лет назад «Гослитиздат» в основанном М.Горьким четырнадцатом альманахе, серия «Год XXII» рядом с произведениями «маститых» А. Твардовского, В. Гроссмана, С. Смирнова, Б. Ивантера, Г. Матвеева, О. Черного, С. Гехта, К. Великанова и других советских литераторов была напечатана повесть мало кому и тогда известного автора. Единственная его повесть.
Она была автобиографической, написанной одним из ее персонажей – «Красавчиком» по просьбе прототипа другого главного героя - «Володи Патрикеева». Написана была вовремя – жить прототипам главных героев оставалось недолго (обоим сорок не исполнилось), а повесть описывала их бурную одесскую юность.
Тогда, век тому в Одессе было не скучно. Первая мировая война перешла в интервенцию, а та – в гражданскую. Власти менялись так часто, что одесситы иногда не знали кто сегодня номинально главный в том или ином районе города. Однажды Софиевскую, где жил один из друзей, контролировали «деникинцы», а Канатную, где проживал другой – «петлюровцы». Это мы еще молчим за реальную силу – за воровской мир.
Бандиты Задовы
Жизнь била ключом (иногда таки гаечным и по голове), все менялось быстро, иногда – быстрее чем на страницах приключенческих книг, которыми зачитывались юные друзья, в перерывах между учебой и прогулками к порту, за которым манили море и странствия.
Вот буквально вчера наш гимназист еще играет в футбол и с рукой "по-наполеоновски" позирует у пушки на Приморском бульваре на фоне австро-венгерских оккупантов,
а сегодня он – уже опер уголовного розыска,
завтра же - главарь одной из многочисленных банд Южной Пальмиры.
Когда в ней интервентов (уже из стран Антанты) сменили боевики атамана Григорьева (ставшего «красным»), мать Александра была сокращена с работы. Чувство голода заставляет шестнадцатилетнего Александра с июня 1919 г. по февраль 1920 г. служить караульным при обозной мастерской Воензага.
Жизнь переменчива особенно в эпоху перемен. Гришка Кот (Григорий Котовский) с помощью бывшего своего подельника Мишки Япончика (Михаила Винницкого) в феврале 1920 года берет для красных «Жемчужину у моря» всерьез и надолго.
М. Винницкий (Мишка Япончик)
Той весной наш герой поступает рабочим склада в Споживсоюз. Мать позже написала, что «служа на складе Споживсоюза рабочим, он блестяще выдержал экзамен в политехникум, но из-за недостатка средств вынужден был бросить ученье». Мамы они такие, всегда об учебе деток думают, хоть вокруг "трава не расти".
В Одессу входят котовцы
В это время мать с сыном живут на Базарной улице, в доме № 1, в квартире № 20. Потом автор повести «поселит» сюда одного из героев «Зеленого фургона»: «Пробежав Белинскую улицу почти до конца, Володя вошел во двор большого бедного дома на углу Базарной. Здесь остановился Шестаков». Сегодня от целого комплекса домов, расположенных по ул. Базарной, 1, сохранились лишь два, но как раз один из них – именно угловой. Ныне он значится по адресу: ул. Белинского, дом 4.
Впрочем, памятная доска установлена на доме № 3.
Путаница, по одной из версий, объясняется тем, что наш герой не хотел указывать в своей анкете истинный адрес – тот совпадал с адресом его отчима, одного из начальников одесской милиции (в повести много общего с отчимом Александра имеет персонаж - командированный «рязанский милиционер» Шестаков), который его на службу и устроил - служебные родственные связи скрывались.
В общем, наша «фотомодель у пушки» пока еще служит в угрозыске, начинает успешно - семнадцатилетний сыщик раскрывает дело налетчика Бенгальского. Но рядом со славой обретается зависть - по доносу о должностном преступлении удачливого агента приговаривают к трём годам концлагерей. Сам опер позже вспоминал: «Я был легкомыслен и самонадеян, и если был в чём виноват, то только в своей молодости».
Времена были голодные. Нашего героя терзают и чувство голода, и чувство справедливости. Опер становится бандитом. Вместе с немецким колонистом Фечем они «экспроприируют у временное пользование» фургон с зерном, предназначавшийся для взятки начальнику балтского уездного отдела милиции. Именно этот фургон был зеленого цвета и именно с этим окрасом вошел в повесть 1938 года, прокладывая с тех пор свою колею.
Однако бандитский «фарт переменчив»… По красивой легенде, при попытке продать на одесском Староконном рынке лошадей, похищенных из лазарета 51-й стрелковой дивизии, главарь банды с частью своих людей попадают в засаду.
Староконный рынок на карте обведен красным цветом
Вожак пытается скрыться, отстреливается, но потом узнает в одном из оперов своего лучшего друга, бывшего однокашника по одесской мужской гимназии № 5 и одноклубника по футбольной команде «Черное море».
Бывший одноклассник, бывший одноклубник… Но лучший друг «бывшим» не бывает. В гимназии мальчишки даже приносили клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь. Налетчик решает сдаться своему другу - оперу.
Опера звали Евгений Катаев, налетчика - Александр Козачинский. У первого «первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины» («Двойная автобиография» Ильфа и Петрова).
Второго, как и всю его банду, судят. 22 августа 1923 года в переполненном зале Одгубсуда началось слушание дела. Обвинение: контрреволюционная деятельность, налеты, грабежи и кражи личного и государственного имущества. Признание Козачинского было написано «с юморком» - так начал свою литературную деятельность «Красавчик».
Судебный процесс производил странное впечатление. Главарь банды, почти мальчишка, о своих деяниях рассказывал хорошим литературным языком, с чувством юмора. На суд в качестве свидетельниц пришло много женщин, которые готовы были взять ответственность на себя, рыдали и умоляли «пощадить Сашеньку».
На шестой день суда заслушивали жену бывшего полковника царской армии Орлова (одного из обвиняемых). Та неожиданно для суда и для мужа (по судебному протоколу, ему даже сделалось дурно) заявила: «Мой муж - самый отвратительный на свете человек. Это из-за него попался Саша Козачинский. И я этого никогда ему не прощу!».
Следующей давала показания двадцатилетняя немка Роза Келлер. Она так рьяно защищала Козачинского, что сама из свидетеля превратилась в обвиняемую и заняла место рядом с предводителем банды. Розу затем отпустили, признав, что она себя оговорила. В свидетелях числились еще три женщины, но судья перенес заседание.
На следующий день женщины пытались устроить голодовку, поэтому прокурор потребовал провести закрытое заседание. В нем Козачинского, Орлова и Феча приговорили к расстрелу, Шмальца и Бургардта к пятнадцати годам лагерей, остальным восемнадцати подсудимым дали меньшие сроки.
В деле значилось, что подсудимый Александр Владимирович Козачинский, 1903 года рождения, происходит из семьи московских мещан Козачинских Владимира Михайловича и Клавдии Константиновны.
Да, из Москвы в 1909 году, из-за туберкулеза отца – сына титулярного советника, прапорщика запаса флота, семья и переехала в родную мамину солнечную Одессу.
Александр в своих показаниях об отце написал таким образом (помним, что «социально далекое» происхождение приближало расстрельный приговор): «Отец мой, личный дворянин Владимир Михайлович Козачинский был на частных службах до 1908 или 1909 года, после чего, ввиду несчастной семейной жизни, уехал в Сибирь, откуда не подавал известий до 1917 года. В 1917 году я получил письмо от отца, из которого было видно, что он был на фронте в чине офицера (по всей вероятности, прапорщика). После этого семья наша никаких известий от него не получала, что заставляет предполагать, что он убит».
Впрочем, эти показания слабо соответствуют фактам: «уехавший в 1909 году в Сибирь» нашелся в приказе по одесской полиции от 5 ноября 1910 г., в котором сказано, что «постановлением г. Одесского градоначальника от 3 сего ноября за № 125 прапорщик запаса Владимир Козачинский назначен на должность околоточного надзирателя Одесской Городской полиции» и определен «для несения службы в Дальницкий участок». Приказом от 6 ноября он переводится в Александровский участок, а 16 сентября 1911 года «околоточный надзиратель Одесской городской полиции Козачинский уволен от службы согласно прошению по домашним обстоятельствам». Дальше сведения о старшем Козачинском теряются, возможно, и в Сибири.
В общем, был наш герой – бывший одесский «красный» розыскник, чуть позже – известный налетчик сыном царского надзирателя и принявшей православие, чтобы выйти за него замуж, Клары - дочери одесских мещан Марка и Леи Шульзингер.
В метрической книге Николаевско-Ботанической церкви Одессы 10 октября 1901 г. записано: «…Просвещена святым крещением Одесская мещанка Клара Иосева-Мордкова Шульзингер иудейской веры, 22 лет, девица, и наречена … Клавдией … с принятием отчества по имени восприемника. Воспреемники: студент Императорского Новороссийского университета Константин Ананиев Беланов и жена коллежского советника Александра Григорьева Датешидзе».
Так что отец - околоточный надзиратель (потом этот факт придется тщательно скрывать) из дворян, мать - крещеная еврейка. Тот еще «коктейль «Одесский».
Родные и друзья семьи обратили внимание на то, что новорождённый был наделён поразительной внешней красотой. Впоследствии Саша Козачинский благодаря внешним данным будет пользоваться успехом у женщин, а в автобиографической повести появится «Красавчик».
Вот этот «Красавчик» не в литературной повести, а в своей жизненной пишет 25 августа 1920 г. заявление с просьбой зачислить его на службу в канцелярию милиции 1-го района Одесского уезда, находившуюся в поселке Севериновка.
И в этот же день им подписано обязательство: «Я, нижеподписавшийся сын трудового народа Александр Козачинский, гражданин г. Одессы, 17 лет … даю подписку, что буду стоять на страже революционного порядка … прослужить не менее 6 мес…». Именно 25 августа 1920 г. датирована в литературной повести надпись на наградных часах Володи Патрикеева. Этот литературный персонаж главного героя Козачинский наделяет не меньшим количеством своих черт и историй «милицейского периода», чем берет черт и историй Катаева (Петрова).
Скорее даже скажем, что оба персонажа - и опер, и вор - списаны Козачинским с себя самого. Так ведь и по жизни он был и тем, и другим.
Комментарии (0)